Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Специальная оценка условий труда: как провести и использовать результаты

Почтовый адрес: 456780 г. Озерск Челябинской обл., ул. Уральская, д.7,каб. 1
Номера контактных телефо­нов: (35130) 5-53-92
E-mail: otrud@ozerskadm.ru
Главный специалист по охране труда: Цветкова Елена Викторовна

Сведения о задачах и функциях

Ведущий специалист реализует следующие государственные полномочия в сфере охраны труда:

  • оказание методической помощи работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда;

  • организация сбора и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Озерского городского округа;

  • участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев c тяжёлыми последствиями, тяжёлых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом;
  • Закон Челябинской области от 29 сентября 2011 г. № 194-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» (скачать)
  • Приказ Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области от 01.06.2012 № 92 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере охраны труда» (скачать)

Специальная оценка условий труда

Форма приказа о проведении специальной оценки условий труда (скачать)

Форма графика проведения специальной оценки условий труда(скачать)

Приказ Минтруда России №80н от 7 февраля 2014 г. (скачать)

Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"(скачать)

Приказ Минтруда России №32н от 24 января 2014 г. "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда"(скачать)

Федеральный закон 421 от 28.12.2013 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ оценке условий труда"(скачать)

Федеральный закон № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда»(скачать)

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда" (скачать)

Результаты специальной оценки условий труда

Cводная информация по результатам СОУТ Собрания депутатов Озерского городского округа (скачать)
Cводная информация по результатам СОУТ в администрации Озерского городского округа (скачать)
Cводная информация по результатам СОУТ в администрации Озерского городского округа (скачать)

Cводная информация по результатам СОУТ Собрания депутатов Озерского городского округа (скачать)

Сводная информация по результатам СОУТ Управления по финансам администрации Озерского городского округа скачать

Методические рекомендации

  • О методических рекомендациях по оценке профессиональных рисков (скачать)
  • Охрана труда. Сборник нормативных актов.(скачать)
  • Методические рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты(скачать)
  • Методическое пособие начинающим специалистам по охране труд(скачать)
  • Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (скачать)
  • Руководство по организации медицинских осмотров(скачать)
  • Руководство по охране труда для субъектов малого предпринимательства(скачать)
  • Руководство по проведению Специальной оценки условий труда(скачать)
  • Справочник руководителя по вопросам организации охраны труда(скачать)
  • Требования к управлению охраной труда в организации(скачать)
  • Формы и правила ведения журналов по охране труда на предприятиях (организациях)(скачать)

Протоколы

  • Протокол №32 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 24 марта 2024г. (скачать)
  • Протокол №31 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 29 декабря 2023г. (скачать)
  • Протокол №30 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 28 июня 2023г. (скачать)
  • Протокол №29 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 28 марта 2023г. (скачать)
  • Протокол №28 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 20 декабря 2022г. (скачать)
  • Протокол №27 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 17июня 2021г. (скачать)
  • Протокол №26 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 19 февраля 2021г. (скачать)
  • Протокол №14 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 24 июня 2016г. (скачать)
  • Протокол №13 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 15 марта 2016г.(скачать)
  • Протокол №9 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2015г.(скачать)
  • Протокол №7 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 22 сентября 2014г.(скачать)
  • Протокол №6 заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 июня 2014г.(скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 25 марта 2014г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 декабря 2013г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 23 августа 2013г. (скачать)
  • Протокол заседания межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа Челябинской области 20 мая 2013г. (скачать)
  • Постановление администрации Озерского городского округа от 01 февраля 2013 г. № 233 «О создании межведомственной комиссии по охране труда на территории Озерского городского округа» (скачать)

Приём граждан

Прием граждан по вопросам охраны труда и улучшений условий труда по адресу: г. Озерск Челябинской обл., ул. Уральская, д.7,каб. 1, пн. – пт.
с 8:30 до 16:00, телефон (35130) 5-53-92, факс (35130) 5-53-92, e-mail: otrud@ozerskadm.ru.

Полезная информация

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (скачать)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 №772н "Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (скачать)
  • Правила по охране труда при работе на высоте(скачать)
  • Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (скачать)
  • Профессиональные риски (скачать)
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"(скачать)
  • Примерная форма Положения о системе управления охраной труда (скачать)
  • Примерная форма Приказа о распределении среди работников функциональных обязанностей работодателя по охране труда (скачать)
  • Приказ Минтруда России № 412н от 23 июня 2014 г. "Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда" (скачать)
  • Положение о Всероссийском конкурс на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» (скачать)
  • Об утверждении «Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на территории (в организациях) Озерского городского округа на 2014-2016 годы» (скачать)
  • Постановление губернатора Челябинской области №442 от 04.07.2014 "О проведении в 2014-2016 г. областного конкурса "Лучшая организация работ по условиям охране труда в организациях Челябинской области". (скачать)
  • Анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных учреждениях муниципальных образований Челябинской области за последние 5 лет. (скачать)
  • Доклад «О состоянии и принимаемых мерах по улучшению условий и охраны труда в организациях Озерского городского округа Челябинской области в 2013 году» (скачать)
  • Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 361-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2014 – 2016 годы» (скачать)
  • Закон Челябинской области от 30 августа 2001 г. № 29-ЗО «Об охране труда в Челябинской области» (скачать)
  • Постановление Правительства Челябинской области от 15.02.2012 № 27-П «Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Челябинской области на 2012 – 2013 годы» (скачать)
  • Примерный перечень локальной документации в сфере охраны труда, наличие, хранение и ведение которой должно быть обеспечено в организации(скачать)
  • Рекомендации по устранению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права (скачать)
  • Обучение по охране труда(скачать)

Несчастные случаи

  • Приказ от 1 октября 1990 г. N 639 "О введении в действие положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР" (скачать)
  • Кому необходимо сообщать при возникновении несчастного случая (скачать)
  • Если произошел легкий несчастный случай (скачать)
  • Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве (скачать)
  • Страхователь в течение суток обязан сообщить по установленной форме о произошедшем несчастном случае (групповой, тяжелый, смертельный) по месту регистрации (ФОРМА №1) (скачать)
  • Расследование несчастных случаев на производстве (скачать)
  • Примерные формы (приказ, запрос, извещение) (скачать)
05.03.2015
С 1 января 2014 года в деятельности российских компаний и предпринимателей появилась новая процедура - специальная оценка условий труда. Она введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Из статьи методистов фирмы "1С" вы узнаете о том, чем спецоценка отличается от аттестации, кто должен ее проводить и как применять результаты проведенной оценки.

Спецоценка вместо аттестации

Ранее статья 212 ТК РФ в качестве одной из мер по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности предусматривала аттестацию рабочих мест. Теперь редакция этой статьи изменилась - аттестация заменена на спецоценку.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). Согласно Закону N 426-ФЗ спецоценка условий труда - это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

На кого распространяется требование о спецоценке

Специальную оценку рабочих мест должны проводить все без исключения компании, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.
По общему правилу спецоценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Исключение из этого правила - внеплановая оценка. Она должна быть проведена в течение шести месяцев с момента возникновения причины. Причиной может быть создание нового рабочего места или изменение условий прежнего.
Кроме того, внеплановая спецоценка требуется на рабочем месте, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Потребовать проведение внеплановой спецоценки также может государственный инспектор труда или профсоюз.
Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации, не позднее 31 декабря 2018 года. Если на некоторых рабочих местах, например в офисах, аттестация до 31 декабря 2013 года не была проведена, то они подлежат спецоценке. Не проводится спецоценка на рабочих местах надомников и дистанционных работников, но в отличие от аттестации нет исключений для офисных рабочих мест.

Чем СОУТ отличается от аттестации

Порядок проведения СОУТ во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Он будет регулироваться приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", который сейчас находится на регистрации в Минюсте.
В части исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов методика проведения спецоценки в основном не отличается от бывшей ранее аттестации рабочих мест. По итогам измерений и оценок условия труда будут классифицированы. Предусмотрено четыре возможных класса условий труда: оптимальные; допустимые; вредные; опасные.
Вредные условия в свою очередь делятся на четыре подкласса. Это изменение, скорее, формальное. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса Р 2.2.2006-05, утвержденное 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ, предусматривает аналогичную классификация условий труда при аттестации рабочих мест. Теперь это закреплено на законодательном уровне.
Основные отличия состоят в том, что добавлены новые этапы: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Цель спецоценки - создание стимулов для обеспечения безопасных производств. По результатам спецоценки устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.

Организации, которые проводят СОУТ

Требования к организациям, которые проводят специальную оценку условий труда, изменились. Однако организации, аккредитованные ранее в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда вправе проводить специальную оценку условий труда без учета новых требований по 31 декабря 2014 года. Для этого должны быть выполнены условия: в их составе должны быть испытательные лаборатории (центры) и срок действия аттестатов аккредитации не истек.

Порядок проведения спецоценки

Работодатель обязан организовать и профинансировать проведение специальной оценки условий труда. Подготовку к проведению специальной оценки условий труда нужно начать с образования комиссии по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения спецоценки.
Комиссия сначала утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. На аналогичных рабочих местах проводится оценка 20 процентов от общего числа таких мест, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам, при этом на аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Далее к работе приступают эксперты организации, проводящей спецоценку условий труда. Они идентифицируют потенциально вредные или опасные производственные факторы на рабочих местах. Если ни вредных, ни опасных факторов не выявлено, то исследований и измерений на данном рабочем месте не производится и условия признаются комиссией допустимыми. В противном случае, комиссия принимает решение о проведении исследований в установленном законом порядке. Есть случаи, когда исследования проводятся обязательно:
- рабочие места работников, должности, которых включены в списки с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
На рабочих местах, на которых заняты сотрудники, чьи профессии (должности) отнесены к профессиям (должностям) с вредными и опасными условиями труда, инструментальные и лабораторные измерения и оценки будут проводиться в отношении вредных и опасных факторов, идентифицированных для данной профессии (должности).

Декларирование условий труда

Еще одним новшеством становится декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" направлен на регистрацию в Минюст России.
Декларацию будут представлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, если у них не выявлены опасные или вредные условия труда. Работодателям придется подавать ее в трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Сделать это они должны не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Действие декларации будет продлеваться на 5 лет, если не будет производственных травм и профзаболеваний у сотрудников.
По итогам измерений и оценок условия труда будут классифицированы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные).
С результатами спецоценки работодатель обязан ознакомить работников.
Кроме того, по результатам спецоценки определяется размер дополнительных страховых взносов, установленных Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В соответствии с этими законами по результатам спецоценки можно освободиться от уплаты взносов по дополнительным тарифам.

Санкции за нарушение

Одновременно с новой процедурой введены и санкции за ее нарушение или отсутствие. Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ меняются правила привлечения к административной ответственности. Частями 2 и 5 новой статьи 5.27.1 КоАП РФ. Так, если правонарушение совершено впервые, то оно будет караться предупреждением или штрафом:
- для должностных лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, - от 5 000 до 10 000 рублей;
- для организаций - от 60 000 до 80 000 рублей.
Если лицо уже привлекалось ранее к ответственности, то:
- должностные лица будут оштрафованы от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет;
- лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут оштрафованы на сумму от 30 000 до 40 000 рублей, или их деятельность будет приостановлена на срок до 90 суток;
- на юридическое лицо будет наложен штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей, или деятельность организации будет приостановлена на срок до 90 суток.

Установление дополнительных тарифов в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8"

В программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" есть возможность установить тарифы дополнительных страховых взносов по результатам спецоценки условий труда. Для этого нужно установить флаг в Настройках параметров учета на закладке Расчет страховых взносов (см. рис. 1).

"Рис. 1. Настройка в программе учета результатов спецоценки"

В ходе спецоценки может возникнуть следующая ситуация: рабочее место соответствует должности, включенной в списки вредных, предоставляющих право на досрочную пенсию, но в результате испытаний не выявлено вредных факторов. Надо ли платить в этом случае дополнительные страховые взносы и сохраняется ли вредный стаж?
Или обратная ситуация: выявлены вредные факторы в результате спецоценки, а рабочее место не дает права на досрочную пенсию. Как быть в этой ситуации?
Закон о спецоценке вступает в силу поэтапно. В основной части он начал работать уже с 1 января, правда, пока лишь формально. Еще не утверждены необходимые для его реализации подзаконные акты, в частности, правила ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, формы деклараций соответствия условий труда требованиям.
С 1 января 2016 года вступят в силу положения о Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, отвечать за работу которой будет Минтруд (ст. 18, п. 2 ст. 28 Закона N 426-ФЗ). На текущий момент понятия "вредный стаж" и "уплата дополнительных страховых взносов" связаны между собой.
Таким образом, если не выявлено факторов и класс условий труда - оптимальный, значит на данном рабочем месте фактически другая должность - не дающая права на досрочную пенсию. И, наоборот, в случае выявления вредных и опасных факторов и установления класса вредности следует принять меры либо к устранению этих факторов, либо к изменению фактической должности.
Следовательно, спецоценка меняет тарифы, но не правила начисления дополнительных страховых взносов на пенсионное страхование.


Возврат к списку