Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов
sobranie@ozerskadm.ru

Исследования, выполненные с использованием документов муниципального архива Озерского городского округа


30.05.2016

Первые дети атомного города. 1947-1957гг.

Выполнила: ученица 10 класса МБОУ СОШ № 33 г. Озерска Кораблева Софья

Научный руководитель: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 33
г. Озерска Горлова О. А.


Введение

Я родилась и живу в городе Озерске, известный тем, что именно здесь зарождалась атомная промышленность. У каждого города есть своя история, своя память, свои герои. Но ведь те люди, которые приезжали сюда на строительство города и комбината привозили сюда и свои семьи, детей. А как жили они - маленькие жители первого атомного города? Не отдавая отчета в силу возраста, каждый из них так или иначе оказался связанным с веховым событием в жизни страны. Судьбы многих из них навсегда оказались связанными с городом Озерском. Теперь уже их дети и внуки живут и работают в Озерске, создавая целые династии.

Актуальность исследования определяется тем, что в 2015 году наш город отметил свой 70-летний юбилей. Этой дате было посвящено много научных изысканий, но акцент в них был сделан в основном на истории становления химкомбината «Маяк» и города Озерска. Роль человеческого фактора ограничивалась биографиями директоров и первостроителей. Поэтому новизной нашей работы является первое детальное исследование жизни детей, которые вместе со своими родителями приезжали на место строительства атомного реактора, и тех детей, которые родились в первые годы строительства химкомбината.

Целью нашей работы является исследование условий жизни и быта первых детей строящегося Озерска.

Задачи:

1) изучить материалы, содержащие информацию о дошкольном и школьном образовании в муниципальном архиве;

2) изучить литературу, материалы озерской периодической печати, интернет-ресурсов, освещающих данную проблему;

3) систематизировать полученные материалы на основе разработанных критериев (условия жизни и быта, питание, медицинское обслуживание, школьное образование, организация школьного досуга);

4) осуществить поиск фотографий и документов рассматриваемого нами периода в муниципальном архиве, библиотеке, на озерских интернет-ресурсах;

5) сравнить образовательные и бытовые условия, в которых живут современные школьники и жили их предшественники в конце 40-х - начале 50-х годов XX в.;

6) раскрыть страницы становления системы школьного образования в городе Озерске.

Хронологические рамки исследования: с 1947 года по 1957 год (авария на химкомбинате «Маяк»).

Методы исследования: источниковедческий анализ, синтез, системный и описательный метод, интервью.

Источники: устные, письменные воспоминания, архивные документы: распоряжения, приказы начальника Базы № 10, решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, протоколы заседаний сессий городского Совета в 1951 - 1957 гг., материалы семейных архивов: фотографии, аттестаты, письма, статистические данные о количестве новорожденных, предоставленные отделом ЗАГС администрации Озерского городского округа Челябинской области.

Сложности при написании работы: в силу зрелого возраста многие из тех, кто были детьми в то время, не могут представить отчетливых воспоминаний. Материалы муниципального архива дают представления только о материально-техническом обеспечении детских учреждений, семейные архивы содержат скудную информацию о том, как проходило детство ребят 40-50-х годов XXв.

Объект исследования: дети, родившиеся и жившие в городе Озерске в первые годы его строительства.

Практическая значимость: результаты научной работы могут быть использованы на уроках истории и краеведения, стать основой для создания экспозиции в школьном музее, экскурсии по истории Озерска.

Гипотеза: мы предполагаем, что, ознакомившись с нашим исследованием, как жители нашего города, так и его гости, возможно, по-новому «откроют» для себя Озерск, активизируется интерес молодежи к изучению истории города.

Обзор литературы

Научные труды историков и краеведов раскрывают нам историю возникновения города Озерска, дают сведения об основных вехах строительства химкомбината «Маяк». В мемуарах работников «Маяка» присутствуют биографические сведения персонала, принимавшего участие в строительстве города и комбината (Б.В. Брохович «Воспоминания о современниках» в 2-х частях, Н.С. Бурдаков «Записки ветерана-атомщика», Книга памяти. Первопроходцы. Озерск 2011). Озерские краеведы в своих трудах рассматривали в основном строительство объектов ПО «Маяк», трудности жизни и быта первостроителей, достижения ученых и руководителей (Г.А. Полухин. Атомный первенец России. Исторические очерки. 1997, В.Н. Новоселов, В.С. Толстиков «Тайны сороковки», «Атомный след на Урале», Новоселов В.Н., Носач Ю.Ф., Ентяков Б.Н. «Атомное сердце России». - Челябинск: Автограф, 2014). Ещё одна группа - своеобразные путеводители по Озерску, описывающие историю улиц и зданий, в том числе школ города и других учреждений для детей. (Ю. Клепикова, А. Наумов, А. Теличко, В. Устюжанин "История Озерска в фотографиях». - Челябинск, 2015, Клепикова Ю. Б. «Наш Озерск от А до Я.» -Челябинск: АБРИС, 2015).

Но обобщающего исследования детского вопроса в первые годы строительства города и комбината нет.

 

1. Маленькие озерчане

Первые ясли появились в конце 1947 года и были рассчитаны всего на
40 мест. Поэтому многие работницы находились в вынужденном отпуске без содержания. В 1949 году родилось свыше 1300 детей. Матерям, в том числе и заключенным, предоставлялись определенные льготы по дополнительному медицинскому обслуживанию.

Приказ директора комбината Б.Г. Музрукова №25 от 29 января 1948 года: «В связи с прибытием большого количества женщин с детьми ясельного и детсадовского возраста для работы на комбинате приказываю предоставить в распоряжение медсанчасти один коттедж для открытия детских яслей на 25 коек к 30 января 1948 года».[1] Ясли работали круглосуточно, затем по
14 часов в сутки, в одной группе было до 20 малышей разного возраста. «В одной и той же комнате дети играли, ели, спали. В городе не было горячей воды. Воду кипятили в бочках. Продукты привозили на лошадях, сотрудники разгружали сами».

Малышей приносили в ясли в 2-3 месяца, так декретный отпуск у женщин был очень небольшим. В обед мамы приходили их кормить и тут же получали горячий обед. В августе 1948 года было построено специальное здание для яслей на 60 детей. «В первые годы не хватало оборудования, белья. Детей укрывали солдатскими одеялами. Вместо кастрюль использовали солдатские термосы»[2]. С начала 1950 года заработали детские ясли №5. В подвальном помещении этих яслей находилась первая в городе молочная кухня, в которой готовили по 230 порций детского питания в день.

Детский сад №3 открыт с 15 марта 1950 года. «Достопримечательностью» детского сада был небольшой фонтанчик, который помогли сделать заключенные (их лагерь находился неподалеку от детского сада). Фонтан в виде слона, у которого из хобота била вода и небольшой бассейн при нем установили у входа в детский сад. Дети очень любили играть около фонтанчика: они пускали кораблики, купали кукол, плескались в нем сами. Позднее появились игровые фанерные постройки в виде самолета, вагона и др. Для координации деятельности детских учреждений приказом Б.Г.Музрукова в феврале 1952 года и была создана первая в городе Инспекция детских садов. Но мест в садиках не хватало. В 1952 году проводили обследование семей с целью выявления неработающих членов семьи, которые могли обеспечить уход за детьми для исключения их из детсадов

Из-за отсутствия яслей и детских садов в городке Монтажников детей оставляли или закрытыми на замок или выпускали на улицу на весь день. Были даже единичные случаи детской беспризорности

В 1953 году открылись 5 детских садов: №2, №4, №6, №1, №7.

Детский сад №32 – круглосуточный детский сад, который располагался в нескольких коттеджах. В каждом - одна группа со своей столовой, спальней, игровой комнатой.

Позднее детский сад был закрыт, а коттеджи снесены. Над садиками брали шефство городские предприятия.

«Был у нас детский сад. Но воспоминания о нём самые печальные. Мы, послевоенные дети, были ослабленными, поэтому каждый день нам давали рыбий жир. Я не могла на него даже смотреть, не то, что пить, у меня начиналась рвота». [3] Проезд для детей до 5 лет в городском транспорте в 50-е годы был бесплатным.

2. Педиатрическая служба в городе

В первые годы строительства города и комбината в поселке Татыш действовал свой роддом на десять коек. В 1953 году построено капитальное родильное здание родильного дома. В 1950 году 2305 младенцев увидело свет. Это был рекорд рождаемости за всю историю Озерска. В 1947 году среди прибывших в город условно освобожденных было до 1000 женщин, осужденных на сроки до 5 лет за мелкие бытовые преступления. Это потребовало от медиков организации новых отделений, в том числе детского. Медицинским работникам при создании педиатрической службы помогало руководство строительства химкомбината. Рождались и росли здоровые дети. Оказывалась скорая помощь, особенно детям. В 1949 году открылась детская консультация. Детская городская больница, рассчитанная на 75 мест, построена в 1954 году. В случае непродолжительной болезни ребенка в детских садах выдавали питание на дом. В больницах детей обучали учителя.

В 1951 году в городе произошла эпидемия бациллярной дизентерии и кори. В плане санитарно-противоэпидемической работы проводилось ежедневное хлорирование, обеспечение детей, проживающих в общежитиях кипяченой водой. Вселение в общежитие только по справкам о прохождении санобработки. Вакцинация детей против дифтерии с 6 месяцев до 10 лет. В детских садах молоко кипятили. В 1953 году в городе появился детский противотуберкулезный санаторий по лечению и выздоровлению детей.

3. Бытовые условия, в которых росли дети

Продукты питания и промтовары выдавались семьям по карточкам: хлеб на месяц 1,5 кг, крупы -125 г на день и т.д. Четвертинка черного хлеба и ведро картошки стоили 20 рублей. С января 1947 года для работников объекта "А" стали выдавать 1 кг хлеба на день. Был приказ начальника Базы №10
Б.Г. Музрукова о своевременной подготовке к посадке на индивидуальных огородах в 1949 году, в этом же году открыт рынок. Поэтому родители могли разнообразить рацион питания для своих детей. В 1953 году у населения будущего Озерска были коровы, овцы, козы. Можно было купить свое молоко, сметану, творог, мясо.  Позволить это могли далеко не все семьи. Но в магазинах продавались сладости. Горячие обеды были только в двух школах, в остальных – горячие завтраки. В школьных буфетах мало фруктов. По воспоминаниям тех, кто учился в школах города в первые годы строительства Озерска, обеды были дорогие и некачественные, не было централизованного обеспечения пищей. Детской одежды в магазинах практически не было, приходилось шить самим. В 1948-1949 годах отопление домов в Татыше получали от двух паровозов, печного отопления не было. «Игрушек было мало, и детям приходилось рисовать на плотной бумаге куклу, вырезать, а к ней всякие наряды». [4] В 50-е годы, когда бытовые условия жизни в строящемся городе были сложными (не хватало жилья, продуктов), многие дети нуждались в дополнительном, улучшенном уходе. «Сначала нас поселили в финский дом на неотапливаемой веранде, а многие жили ещё в землянках».[5]

В 1948 году перед пуском атомного реактора семейные были переселены в бараки, построенные на территории города.

 

4. Школьное образование

4. 1.История становления школ города

Первая средняя школа №1 открылась в 1947 году, где обучалось 450 учащихся, это была первая капитальная школа в городе, поэтому улица, на которой она располагалась, называлась Школьная.

Первый выпуск в 1948 году состоял из 5 человек. А уже в 1950 в школе       занимались в 3 смены. С момента возникновения первых жилых массивов, к 1949 году была запроектирована школа на 200 учащихся. Был учёт приезжающих детей из других городов.

1951 год: 9 семилетних школ №1, №4, №6, №7, №10; средние №2, №5, №6; школа рабочей молодежи; начальная школа №3.

С 1953 года изменилась нумерация школ в городе. Появились школы №22, №30, №31, №27, №24 ШРМ, №25, №23, №21, №26, №28. Школа №32 открыта в 1953 году. В условиях секретности закрытого города у родителей одаренных детей не было возможности устроить их в школы области. И с 1959 года при школе №32 открыты классы с расширенной программой обучения английскому языку. Школа № 29 построена в 1954 году. В 1954 году в школах обучались 4,5 тысяч детей. К каждой школе относились определенные улицы. В первый год в школе № 4 было 12 начальных классов. Первые ученики занимались в бараке, на пустыре. У школы не было ни мастерских, ни физкультурного зала, ни даже благоустроенного школьного двора. В 1953 году школе был присвоен новый номер - №27.

4. 2. Школьная жизнь

4. 2. 1. Облагораживание территории школ

Новые дома, в том числе и школы, сдавались без землеустройства. Озеленение территории обеспечивалось самими школами (посадка кустарников, деревьев, абрикосов, черной смородины и т.д.)[6] В 1952 году в школах №6 и №7 были свои опытные сельскохозяйственные участки. В 50-е годы у школы №27 уже был свой сад, две теплицы, огород. Традиционно каждую осень проводился праздник урожая, в ходе которого ученики могли попробовать овощи и фрукты ими самостоятельно выращенные.

 

4. 2. 2. Учебные предметы

Помимо общих учебных дисциплин, в школах города преподавались иностранные языки: английский, немецкий и французский, велось обучение начальной военной подготовке. «Мы учились всему, что, как казалось нам или нашим родителям и учителям, могло пригодиться в жизни. Ученье считалось настолько важным занятием, что приравнивалось большинством родителей к их работе на производстве. Наша перспектива рисовалась четкими, как в железнодорожном расписании, пунктами: пункт первый - выпускные экзамены в средней школе, пункт второй - вступительные экзамены в институт, а далее - распределение в хорошее место». [7]

В первых школах не было спортивных залов для занятий физкультурой, они пристраивались позднее. Приказом начальника Базы-10 Б.Г. Музрукова в 1950 году организовывались учебные мастерские для учащихся 5-10 классов: столярная, слесарная, электрорадио, были даже курсы вождения автомобилей. В начальных классах с 1 по 4 класс был введён ручной труд как предмет. Таким образом, вводилась профориентация учащихся. В старших классах выделялось 2 дня в неделю для работы на производстве, а после 9 класса была производственная практика. «Министерство образования придумало соединить образование и овладение профессией. Каждая школа должна была иметь какую-нибудь специализацию. Нас должны были обучать электротехнике и токарному делу. И только одна школа в городе оставалась общеобразовательной». [8]

 

4. 2. 3. Условия обучения

В классах в среднем насчитывалось 32 человека. Обязательным было 7-летнее образование. А с 8 класса нужно было платить 150 рублей в год. В некоторых школах занятия велись в две смены. Между учениками внутри школ проводился обмен учебниками и скупка подержанных учебников.

В школах №8, №1, №4, №2 были киоски по продаже учебников, тетрадей и других канцелярских принадлежностей. В помощь обучающимся в школах открывались библиотеки. В первых школах отопление было печное, поэтому ночью дежурили сторожа-истопники, чтобы утром дети могли учиться в теплых помещениях. Ученики носили школьную форму, доставку и продажу которой обеспечивал Отдел рабочего снабжения. В первые годы школы не были полностью укомплектованы педагогическими кадрами. «Учителя школы находятся в неудовлетворительных жилищных условиях, проживают по 3-4 человека в комнате, что не дает возможности хорошо готовиться к урокам».  [9]Для доставки детей в школы из отдаленных районов города были организованы развозы от разъезда А до Старой Течи. За школами закреплялись шефы.

4. 2. 4. Семья и школа

В качестве родительского всеобуча в каждой школе выпускали стенгазету «Голос родителей». В жилых домах выделялись специальные комнаты для круглогодовой работы родителей с детьми. Нуждающимся семьям оказывали материальную помощь. По радио передавались лекции и передачи для родителей по вопросам воспитания и образования детей. Для преодоления низкой успеваемости и посещаемости руководители хозяйств обязаны были следить за посещаемость школ детьми своих работников (есть приказ министерства среднего м/с и приказ директоров заводов).

 

5. Детский досуг

5. 1. Организация ученического досуга в школах

В школах создавались музыкальные кружки и кружки художественной самодеятельности, фотокружки, хоры, выпускали стенгазеты. В 1953 году была организована экскурсия учащихся школ города по Южному Уралу (10 дней) за счет города. В качестве профориентации детей водили на экскурсии на производство: кислородный завод, типография, ремонтно-механический завод. Школы организовывали новогодние праздники для своих учеников.

В рамках учебного процесса для учеников демонстрировались учебные кинофильмы. В школе №1 в 1948 году проводились регулярные киносеансы не только для школьников, но и для жителей города. На строящихся возле школ спортивных площадках можно было заниматься разными видами спорта.

 

5. 2. Организация детского досуга в учреждениях города

5. 2. 1. Учреждения культуры и отдыха

В 1954 году открылся Дворец пионеров. Зимой дети в нем занимались в кружках, а летом в городском пионерском лагере. В 1952 был один пионерский лагерь имени Сталина, который принадлежал ЧТЗ, насчитывавший 26 отрядов. В 1952 году была создана станция юных натуралистов. В 1950 году появилась музыкальная школа, было принято
160 учащихся, которых учили 10 педагогов. «Родители воспитывали нас, послевоенных детей, по принципу: дать всё то, что недополучили они. Поэтому обязательным элементом была музыкальная школа».[10] Инициаторами вечеров, соревнований, кружков со школьниками-пионерами выступали комсомольцы. Для этой цели был создан Детский сектор при клубе Ленинского комсомола. В 1955 году был проведен первый городской слет пионеров.

Летом были оборудованы пляжи для купания. Работала лодочная станция. Брали с собой кое-что из провианта, мячи, ракетки и переправлялись семьями к другому берегу. В середине 50-х годов детям работников комбината стали давать бесплатные путевки в Черноморские санатории. В 1948 году в перечне учреждений культуры города упоминается городская библиотека, в ее состав входил детский отдел. В 1950 году в городе открыт первый кинотеатр в городе «Родина», а затем и летний кинотеатр. Кинотеатр имени В. Маяковского построили в 1950 году, он был рассчитан на 300 мест. Он пользовался огромным успехом среди жителей, несмотря на жесткие деревянные сиденья. На втором этаже работал буфет – продавали газированную воду, слоеные язычки по 7 копеек, коржики по 8 копеек  и главное лакомство – мороженое! Томатное стоило 3 копейки, фруктовое – 7, шоколадное – 15, а за пломбир – нужно было отсчитать 19 копеек. Дневные сеансы в «Маяковском» стоили 10 копеек, взрослые – 25.[11] В октябре 1952 года было принято решение о создании Детского сада-парка. На свободном участке леса прорубили аллеи, установили первые аттракционы и скульптуры животных. Здесь работали аттракционы. Для детей создавался кукольный театр на базе драматического театра. Творческая история кукольного театра Озерска началась со спектакля «Конек-горбунок», поставленного режиссером В.В. Селивановым и состоявшегося 9 марта
1952 года. О высокой оценке, данной этому спектаклю и коллективу кукольного театра, говорит подписанный Б.Г. Музруковым приказ №90 от 31 марта 1952 года: «Коммунистическая партия, советское правительство и лично т. Сталин создают в нашей стране все условия для всестороннего развития детей, для того, чтобы подрастающее поколение советского народа воспитывалось в коммунистическом духе, росло грамотным и культурным. В целях организации культурного досуга детей школьного и дошкольного возраста группа творческих работников драматического театра обязалась организовать в нашем городе кукольный театр».

С 1955 года уже самостоятельный коллектив городского театра кукол работал в малом зале драматического театра имени Горького. Решением №357 исполкома гор. Совета депутатов от 11 сентября 1958 года «О правилах поведения детей в общественных местах» Детям до 16 лет без сопровождения взрослых можно было находиться до 10 часов вечера.  На зрелищные мероприятия без взрослых можно было ходить только в воскресенье и каникулы. В учебные дни посещать кино, театры можно было только в организованном порядке.

 

5. 2. 2. Спортивные учреждения

Взрослые и подростки сдавали нормы на значки ГТО. В 1949 году начали работать спортивные секции на стадионе «Строитель»: легкой и тяжелой атлетики, гимнастики и многих других. Зимой поле заливали под каток. Вход на стадион был платным. Зимой проводились лыжные соревнования.

 

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, уровень образования и воспитания, медицинского обслуживания детей, можно оценить, как достаточно высокий. Детский вопрос включался в число приоритетных. Это обуславливалось еще и тем фактором, что в начале 50-х гг. число рожденных детей в строящемся городе было рекордным: в 1948 г. – 981, в 1949 г – 2174, в 1950 г. – 2305. Многое из того, что создавалось в то время для детей, с успехом используется и сегодня: в школах, в которых учились бабушки и дедушки, через 70 лет учатся их внуки и правнуки. Продолжают функционировать учреждения дополнительного образования, открытые в начале 50-х гг. (Станция юных натуралистов, Станция юных техников, музыкальная школа). Можно выделить общее в детском вопросе в настоящее время и рассматриваемом нами периоде:

1) медицинский контроль за здоровьем детей (вакцинации, осмотры, детская поликлиника и больница) и сегодня располагаются в тех же зданиях, построенных в начале 50-х гг. прошлого века;

2) забота взрослых о психическом и нравственном здоровье и благополучии детей Озерска в лице администрации города и химкомбината «Маяк» (комендантский час, запрет на продажу алкоголя и табака, тогда с 16 лет);

3) процесс образования остался практически неизменным: те же учебные предметы, классно-урочная система.

«Все новое – это хорошо забытое старое» -  так можно сказать сегодня о состоянии современного образования. Мы видим, в том числе и на примере Озерска, как по прошествии разных многострадальных реформ, постепенно происходит обращение к позитивному опыту воспитания и преподавания того далекого времени:

·                   введение школьной формы;

·                   профориентация школьников (возобновляются экскурсии на предприятия);

·                   система ГТО;

·                   профильная система обучения;

·                   государство берет под свой контроль физическое, нравственное, патриотическое воспитание школьников;

·                   особое внимание уделяется одаренным детям и детям с ограниченными возможностями (до сих пор функционируют школы с углубленным изучением отдельных предметов и коррекционные школы в городе);

·                   организация летнего отдыха детей через систему оздоровительных лагерей (современные дети Озерска, как и их предшественники, так же отдыхают в лагерях «Орленок» и «Звездочка» на озере Акакуль).

Отличия в детском вопросе тогда и сейчас:

·                   в 50-е гг.  XX в. обязательным было семилетнее образование, сейчас – девятилетнее;

·                   среди современных преподаваемых предметов нет начальной военной подготовки;

·                   посещение учреждений дополнительного образования тогда было бесплатным, в отличие от современности;

·                   сегодня используются информационные технологии в сфере образования.

Историю нашего города невозможно изменить, но ее надо знать и помнить, потому что это часть нашей общей биографии. Будущее города зависит от нас - пока еще школьников, но ведь через несколько лет именно мы будем жить и трудиться, вкладывая душу в его развитие.

 Список источников и литературы

Источники:

1) материалы архивов семей Головатых, Кораблевых, Дубовик, Лурье.

2) фотографии из семейных архивов озерчан, размещенные в книге
Ю. Клепиковой, А. Наумова, А. Теличко, В. Устюжанина "История Озерска в фотографиях». - Челябинск, 2015

3) статистические данные о количестве рожденных детей в городе с 1948 по
1955 гг., предоставленные отделом ЗАГС администрации Озерского городского округа

4) МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа» Ф.1. Оп.2. Д.9. Распоряжения по административному отделу, с 08 июля 1952 года по 21 декабря 1952 год, на 90 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.3: Приказы начальника Базы-10 Государственного химического завода им. Менделеева, с 14.08.1951 по 27.12.1951, на 134 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.12: Распоряжения по личному составу работников административного отдела госхимзавода им. Менделеева, с 02.07.1953 по 30.09.1953, на 81 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.1: Приказы по административному отделу Базы № 10, с 04.01.1949 по 24.12.1949, на 277 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.64: Журнал регистрации распоряжений по горисполкому, с 04.01.1960 по 04.01.1961, на 98 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.56: Журнал регистрации распоряжений начальника административного отдела, с 04.01.1954 по 09.06.1954, на 48 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.24: Распоряжения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, с 03.01.1956 по 30.06.1956, на 62 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1, Оп.2, Д.14: Приказы директора государственного химического завода им. Менделеева по личному составу, с 09.01.1954 по 07.09.1954, на 34 листах.

МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.1. Д.1: Протоколы заседания сессий городского Совета депутатов трудящихся первого созыва, с 25.06.1954 по 16.11.1954, на 169 листах.

 

Литература:

1) Ю. Клепикова, А. Наумов, А. Теличко, В. Устюжанин. История Озерска в фотографиях.- Челябинск, 2015.

2) Клепикова Ю. Б. Наш Озерск от А до Я.-Челябинск: АБРИС, 2015.

3) Л. В. Коваль. Атомный город: путь в будущее.- Челябинск, 2002.

4) Гамм М. И. Прощание с "Сороковкой"/ сост. и ред. А. Н. Волынцев,                      С.А. Борчиков. - М.: МАКС ПРЕСС, 2004. 

5) Гурина С. Чудесный уголок природы и здоровья: [60 лет детскому санаторию ЦМСЧ-71] / С. Гурина // Озерский вестник. - 2013.  

6) Гуськова А. К. Медицина была всегда рядом // Озерский вестник. - 1995.

7) Борчиков, А. Как всё начиналось / А.А. Борчиков // Сороковские" портреты. - М.: МАКС Пресс, 2004.

8) Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. - 1991.

9) Полвека назад: [Экскурс в историю Озерска] // КамерТон. - 1999.

Интернет-ресурсы:

http://www.ozersk74.ru


[1] Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. – 1991.

[2] Клепикова Ю. Б. Наш Озерск от А до Я.-Челябинск, 2015, стр.58

[3] Воспоминания Дубовик С. Н.

[4] Воспоминания Головатой Т. В.

[5] Воспоминания Дубовик С. Н

[6] План-разнарядка посадки деревьев и кустарников весной 1952 года

[7] Гамм, М. И. Прощание с "Сороковкой"- М., 2004

[8] Воспоминания Дубовик С. Н.

[9] Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. - 1991

[10] Воспоминания Головатой Т. В.

[11] Воспоминания Головатой Т.В.


Архивные материалы

1.jpg 
 2.jpg

Воспоминания озерчан, чье детство пришлось на конец 40-х – начало 50-х гг.

Лурье Павел Ильич (родился в 1947 г.)  

Один из первых детей, рожденных и официально зарегистрированных в Озерске  

3.jpg

Головатая Татьяна Васильевна родилась в 1944 году, прибыла с родителями в строящийся город в 1948 году в возрасте 4 года, моя бабушка Дубовик Светлана Николаевна прибыла в строящийся город вместе с родителями в 1948 году
4.jpg


5.jpg

Маленькие озерчане (Фотографии из семейных архивов)

Моя бабушка Головатая Т. В. в возрасте 4-х лет, 1948 год

6.jpg

Дубовик С. Н. в возрасте 3-х лет 1947 год

7.jpg

Первые детские сады Базы-10 (позднее Озерска), начало 50-х гг.

8.jpg

9.jpg

Первая школа, которая размещалась в бараке

10.jpg

Одна из первых капитальных школ города № 24, построенная в 1951 году

11.jpg

Школьное образование в Озерске в начале 50-х гг. (Фотографии из семейных архивов Головатой Т. В. И Дубовик С. Н)

12.jpg

13.jpg

Новогодний праздник глазами детей 50-х годов


14.jpg

15.jpg

Летний отдых детей Озерска в пионерских лагерях имени Сталина и «Орленок» на озере Акакуль, начало 1950-х годов

16.jpg

17.jpg

Парк отдыха

18.jpg

19.jpg

Кинотеатры «Родина» и имени Маяковского

20.jpg

21.jpg

Учреждения дополнительного образования для детей, основанные в конце 40-х – начале 50-х годов в Озерске, функционирующие и сегодня

Станция юных натуралистов открыта в 1952 году, сегодня Детский эколого-биологический центр (ДЭБЦ)

22.jpg

Музыкальная школа открыта в 1950 году

23.jpg

Дворец пионеров, открыт в 1954 году

24.jpg

Детская городская библиотека, Сегодня это Дворец творчества детей открыта в 1948 году

25.jpg

Все новое – это хорошо забытое старое

Внедрение в современную систему образования и воспитания

 элементов педагогики 50-х годов

Школьная форма

50-е годы. Фото из архива моей бабушки Головатой Т. В.

26.jpg

Современность

27.jpg

Комплекс ГТО

 В 50-е годы в СССР

28.jpg

Современность

29.jpg

Возврат к списку