Выполнила: ученица 10 класса МБОУ СОШ № 33 г. Озерска Кораблева Софья |
Научный руководитель: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 33 |
Я родилась и живу в городе Озерске, известный тем, что именно здесь зарождалась атомная промышленность. У каждого города есть своя история, своя память, свои герои. Но ведь те люди, которые приезжали сюда на строительство города и комбината привозили сюда и свои семьи, детей. А как жили они - маленькие жители первого атомного города? Не отдавая отчета в силу возраста, каждый из них так или иначе оказался связанным с веховым событием в жизни страны. Судьбы многих из них навсегда оказались связанными с городом Озерском. Теперь уже их дети и внуки живут и работают в Озерске, создавая целые династии.
Актуальность исследования определяется тем, что в 2015 году наш город отметил свой 70-летний юбилей. Этой дате было посвящено много научных изысканий, но акцент в них был сделан в основном на истории становления химкомбината «Маяк» и города Озерска. Роль человеческого фактора ограничивалась биографиями директоров и первостроителей. Поэтому новизной нашей работы является первое детальное исследование жизни детей, которые вместе со своими родителями приезжали на место строительства атомного реактора, и тех детей, которые родились в первые годы строительства химкомбината.
Целью нашей работы является исследование условий жизни и быта первых детей строящегося Озерска.
Задачи:
1) изучить материалы, содержащие информацию о дошкольном и школьном образовании в муниципальном архиве;
2) изучить литературу, материалы озерской периодической печати, интернет-ресурсов, освещающих данную проблему;
3) систематизировать полученные материалы на основе разработанных критериев (условия жизни и быта, питание, медицинское обслуживание, школьное образование, организация школьного досуга);
4) осуществить поиск фотографий и документов рассматриваемого нами периода в муниципальном архиве, библиотеке, на озерских интернет-ресурсах;
5) сравнить образовательные и бытовые условия, в которых живут современные школьники и жили их предшественники в конце 40-х - начале 50-х годов XX в.;
6) раскрыть страницы становления системы школьного образования в городе Озерске.
Хронологические рамки исследования: с 1947 года по 1957 год (авария на химкомбинате «Маяк»).
Методы исследования: источниковедческий анализ, синтез, системный и описательный метод, интервью.
Источники: устные, письменные воспоминания, архивные документы: распоряжения, приказы начальника Базы № 10, решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, протоколы заседаний сессий городского Совета в 1951 - 1957 гг., материалы семейных архивов: фотографии, аттестаты, письма, статистические данные о количестве новорожденных, предоставленные отделом ЗАГС администрации Озерского городского округа Челябинской области.
Сложности при написании работы: в силу зрелого возраста многие из тех, кто были детьми в то время, не могут представить отчетливых воспоминаний. Материалы муниципального архива дают представления только о материально-техническом обеспечении детских учреждений, семейные архивы содержат скудную информацию о том, как проходило детство ребят 40-50-х годов XXв.
Объект исследования: дети, родившиеся и жившие в городе Озерске в первые годы его строительства.
Практическая значимость: результаты научной работы могут быть использованы на уроках истории и краеведения, стать основой для создания экспозиции в школьном музее, экскурсии по истории Озерска.
Гипотеза: мы предполагаем, что, ознакомившись с нашим исследованием, как жители нашего города, так и его гости, возможно, по-новому «откроют» для себя Озерск, активизируется интерес молодежи к изучению истории города.
Обзор литературы
Научные труды историков и краеведов раскрывают нам историю возникновения города Озерска, дают сведения об основных вехах строительства химкомбината «Маяк». В мемуарах работников «Маяка» присутствуют биографические сведения персонала, принимавшего участие в строительстве города и комбината (Б.В. Брохович «Воспоминания о современниках» в 2-х частях, Н.С. Бурдаков «Записки ветерана-атомщика», Книга памяти. Первопроходцы. Озерск 2011). Озерские краеведы в своих трудах рассматривали в основном строительство объектов ПО «Маяк», трудности жизни и быта первостроителей, достижения ученых и руководителей (Г.А. Полухин. Атомный первенец России. Исторические очерки. 1997, В.Н. Новоселов, В.С. Толстиков «Тайны сороковки», «Атомный след на Урале», Новоселов В.Н., Носач Ю.Ф., Ентяков Б.Н. «Атомное сердце России». - Челябинск: Автограф, 2014). Ещё одна группа - своеобразные путеводители по Озерску, описывающие историю улиц и зданий, в том числе школ города и других учреждений для детей. (Ю. Клепикова, А. Наумов, А. Теличко, В. Устюжанин "История Озерска в фотографиях». - Челябинск, 2015, Клепикова Ю. Б. «Наш Озерск от А до Я.» -Челябинск: АБРИС, 2015).Но обобщающего исследования детского вопроса в первые годы строительства города и комбината нет.
1. Маленькие озерчане
Первые ясли появились в конце 1947 года и были рассчитаны всего на
40 мест. Поэтому многие работницы находились в вынужденном отпуске без содержания. В 1949 году родилось свыше 1300 детей. Матерям, в том числе и заключенным, предоставлялись определенные льготы по дополнительному медицинскому обслуживанию.
Приказ директора комбината Б.Г. Музрукова №25 от 29 января 1948 года: «В связи с прибытием большого количества женщин с детьми ясельного и детсадовского возраста для работы на комбинате приказываю предоставить в распоряжение медсанчасти один коттедж для открытия детских яслей на 25 коек к 30 января 1948 года».[1] Ясли работали круглосуточно, затем по
14 часов в сутки, в одной группе было до 20 малышей разного возраста. «В одной и той же комнате дети играли, ели, спали. В городе не было горячей воды. Воду кипятили в бочках. Продукты привозили на лошадях, сотрудники разгружали сами».
Малышей приносили в ясли в 2-3 месяца, так декретный отпуск у женщин был очень небольшим. В обед мамы приходили их кормить и тут же получали горячий обед. В августе 1948 года было построено специальное здание для яслей на 60 детей. «В первые годы не хватало оборудования, белья. Детей укрывали солдатскими одеялами. Вместо кастрюль использовали солдатские термосы»[2]. С начала 1950 года заработали детские ясли №5. В подвальном помещении этих яслей находилась первая в городе молочная кухня, в которой готовили по 230 порций детского питания в день.
Детский сад №3 открыт с 15 марта 1950 года. «Достопримечательностью» детского сада был небольшой фонтанчик, который помогли сделать заключенные (их лагерь находился неподалеку от детского сада). Фонтан в виде слона, у которого из хобота била вода и небольшой бассейн при нем установили у входа в детский сад. Дети очень любили играть около фонтанчика: они пускали кораблики, купали кукол, плескались в нем сами. Позднее появились игровые фанерные постройки в виде самолета, вагона и др. Для координации деятельности детских учреждений приказом Б.Г.Музрукова в феврале 1952 года и была создана первая в городе Инспекция детских садов. Но мест в садиках не хватало. В 1952 году проводили обследование семей с целью выявления неработающих членов семьи, которые могли обеспечить уход за детьми для исключения их из детсадов
Из-за отсутствия яслей и детских садов в городке Монтажников детей оставляли или закрытыми на замок или выпускали на улицу на весь день. Были даже единичные случаи детской беспризорности
В 1953 году открылись 5 детских садов: №2, №4, №6, №1, №7.
Детский сад №32 – круглосуточный детский сад, который располагался в нескольких коттеджах. В каждом - одна группа со своей столовой, спальней, игровой комнатой.
Позднее детский сад был закрыт, а коттеджи снесены. Над садиками брали шефство городские предприятия.
«Был у нас детский сад. Но воспоминания о нём самые печальные. Мы, послевоенные дети, были ослабленными, поэтому каждый день нам давали рыбий жир. Я не могла на него даже смотреть, не то, что пить, у меня начиналась рвота». [3] Проезд для детей до 5 лет в городском транспорте в 50-е годы был бесплатным.
2. Педиатрическая служба в городе
В первые годы строительства города и комбината в поселке Татыш действовал свой роддом на десять коек. В 1953 году построено капитальное родильное здание родильного дома. В 1950 году 2305 младенцев увидело свет. Это был рекорд рождаемости за всю историю Озерска. В 1947 году среди прибывших в город условно освобожденных было до 1000 женщин, осужденных на сроки до 5 лет за мелкие бытовые преступления. Это потребовало от медиков организации новых отделений, в том числе детского. Медицинским работникам при создании педиатрической службы помогало руководство строительства химкомбината. Рождались и росли здоровые дети. Оказывалась скорая помощь, особенно детям. В 1949 году открылась детская консультация. Детская городская больница, рассчитанная на 75 мест, построена в 1954 году. В случае непродолжительной болезни ребенка в детских садах выдавали питание на дом. В больницах детей обучали учителя.
В 1951 году в городе произошла эпидемия бациллярной дизентерии и кори. В плане санитарно-противоэпидемической работы проводилось ежедневное хлорирование, обеспечение детей, проживающих в общежитиях кипяченой водой. Вселение в общежитие только по справкам о прохождении санобработки. Вакцинация детей против дифтерии с 6 месяцев до 10 лет. В детских садах молоко кипятили. В 1953 году в городе появился детский противотуберкулезный санаторий по лечению и выздоровлению детей.
3. Бытовые условия, в которых росли дети
Продукты питания и промтовары выдавались семьям по карточкам: хлеб на месяц 1,5 кг, крупы -125 г на день и т.д. Четвертинка черного хлеба и ведро картошки стоили 20 рублей. С января 1947 года для работников объекта "А" стали выдавать 1 кг хлеба на день. Был приказ начальника Базы №10
Б.Г. Музрукова о своевременной подготовке к посадке на индивидуальных огородах в 1949 году, в этом же году открыт рынок. Поэтому родители могли разнообразить рацион питания для своих детей. В 1953 году у населения будущего Озерска были коровы, овцы, козы. Можно было купить свое молоко, сметану, творог, мясо. Позволить это могли далеко не все семьи. Но в магазинах продавались сладости. Горячие обеды были только в двух школах, в остальных – горячие завтраки. В школьных буфетах мало фруктов. По воспоминаниям тех, кто учился в школах города в первые годы строительства Озерска, обеды были дорогие и некачественные, не было централизованного обеспечения пищей. Детской одежды в магазинах практически не было, приходилось шить самим. В 1948-1949 годах отопление домов в Татыше получали от двух паровозов, печного отопления не было. «Игрушек было мало, и детям приходилось рисовать на плотной бумаге куклу, вырезать, а к ней всякие наряды». [4] В 50-е годы, когда бытовые условия жизни в строящемся городе были сложными (не хватало жилья, продуктов), многие дети нуждались в дополнительном, улучшенном уходе. «Сначала нас поселили в финский дом на неотапливаемой веранде, а многие жили ещё в землянках».[5]
В 1948 году перед пуском атомного реактора семейные были переселены в бараки, построенные на территории города.
4. Школьное образование
4. 1.История становления школ города
Первая средняя школа №1 открылась в 1947 году, где обучалось 450 учащихся, это была первая капитальная школа в городе, поэтому улица, на которой она располагалась, называлась Школьная.
Первый выпуск в 1948 году состоял из 5 человек. А уже в 1950 в школе занимались в 3 смены. С момента возникновения первых жилых массивов, к 1949 году была запроектирована школа на 200 учащихся. Был учёт приезжающих детей из других городов.
1951 год: 9 семилетних школ №1, №4, №6, №7, №10; средние №2, №5, №6; школа рабочей молодежи; начальная школа №3.
С 1953 года изменилась нумерация школ в городе. Появились школы №22, №30, №31, №27, №24 ШРМ, №25, №23, №21, №26, №28. Школа №32 открыта в 1953 году. В условиях секретности закрытого города у родителей одаренных детей не было возможности устроить их в школы области. И с 1959 года при школе №32 открыты классы с расширенной программой обучения английскому языку. Школа № 29 построена в 1954 году. В 1954 году в школах обучались 4,5 тысяч детей. К каждой школе относились определенные улицы. В первый год в школе № 4 было 12 начальных классов. Первые ученики занимались в бараке, на пустыре. У школы не было ни мастерских, ни физкультурного зала, ни даже благоустроенного школьного двора. В 1953 году школе был присвоен новый номер - №27.
4. 2. Школьная жизнь
4. 2. 1. Облагораживание территории школ
Новые дома, в том числе и школы, сдавались без землеустройства. Озеленение территории обеспечивалось самими школами (посадка кустарников, деревьев, абрикосов, черной смородины и т.д.)[6] В 1952 году в школах №6 и №7 были свои опытные сельскохозяйственные участки. В 50-е годы у школы №27 уже был свой сад, две теплицы, огород. Традиционно каждую осень проводился праздник урожая, в ходе которого ученики могли попробовать овощи и фрукты ими самостоятельно выращенные.
4. 2. 2. Учебные предметы
Помимо общих учебных дисциплин, в школах города преподавались иностранные языки: английский, немецкий и французский, велось обучение начальной военной подготовке. «Мы учились всему, что, как казалось нам или нашим родителям и учителям, могло пригодиться в жизни. Ученье считалось настолько важным занятием, что приравнивалось большинством родителей к их работе на производстве. Наша перспектива рисовалась четкими, как в железнодорожном расписании, пунктами: пункт первый - выпускные экзамены в средней школе, пункт второй - вступительные экзамены в институт, а далее - распределение в хорошее место». [7]
В первых школах не было спортивных залов для занятий физкультурой, они пристраивались позднее. Приказом начальника Базы-10 Б.Г. Музрукова в 1950 году организовывались учебные мастерские для учащихся 5-10 классов: столярная, слесарная, электрорадио, были даже курсы вождения автомобилей. В начальных классах с 1 по 4 класс был введён ручной труд как предмет. Таким образом, вводилась профориентация учащихся. В старших классах выделялось 2 дня в неделю для работы на производстве, а после 9 класса была производственная практика. «Министерство образования придумало соединить образование и овладение профессией. Каждая школа должна была иметь какую-нибудь специализацию. Нас должны были обучать электротехнике и токарному делу. И только одна школа в городе оставалась общеобразовательной». [8]
4. 2. 3. Условия обучения
В классах в среднем насчитывалось 32 человека. Обязательным было 7-летнее образование. А с 8 класса нужно было платить 150 рублей в год. В некоторых школах занятия велись в две смены. Между учениками внутри школ проводился обмен учебниками и скупка подержанных учебников.
В школах №8, №1, №4, №2 были киоски по продаже учебников, тетрадей и других канцелярских принадлежностей. В помощь обучающимся в школах открывались библиотеки. В первых школах отопление было печное, поэтому ночью дежурили сторожа-истопники, чтобы утром дети могли учиться в теплых помещениях. Ученики носили школьную форму, доставку и продажу которой обеспечивал Отдел рабочего снабжения. В первые годы школы не были полностью укомплектованы педагогическими кадрами. «Учителя школы находятся в неудовлетворительных жилищных условиях, проживают по 3-4 человека в комнате, что не дает возможности хорошо готовиться к урокам». [9]Для доставки детей в школы из отдаленных районов города были организованы развозы от разъезда А до Старой Течи. За школами закреплялись шефы.
4. 2. 4. Семья и школа
В качестве родительского всеобуча в каждой школе выпускали стенгазету «Голос родителей». В жилых домах выделялись специальные комнаты для круглогодовой работы родителей с детьми. Нуждающимся семьям оказывали материальную помощь. По радио передавались лекции и передачи для родителей по вопросам воспитания и образования детей. Для преодоления низкой успеваемости и посещаемости руководители хозяйств обязаны были следить за посещаемость школ детьми своих работников (есть приказ министерства среднего м/с и приказ директоров заводов).
5. Детский досуг
5. 1. Организация ученического досуга в школах
В школах создавались музыкальные кружки и кружки художественной самодеятельности, фотокружки, хоры, выпускали стенгазеты. В 1953 году была организована экскурсия учащихся школ города по Южному Уралу (10 дней) за счет города. В качестве профориентации детей водили на экскурсии на производство: кислородный завод, типография, ремонтно-механический завод. Школы организовывали новогодние праздники для своих учеников.
В рамках учебного процесса для учеников демонстрировались учебные кинофильмы. В школе №1 в 1948 году проводились регулярные киносеансы не только для школьников, но и для жителей города. На строящихся возле школ спортивных площадках можно было заниматься разными видами спорта.
5. 2. Организация детского досуга в учреждениях города
5. 2. 1. Учреждения культуры и отдыха
В 1954 году открылся Дворец пионеров. Зимой дети в нем занимались в кружках, а летом в городском пионерском лагере. В 1952 был один пионерский лагерь имени Сталина, который принадлежал ЧТЗ, насчитывавший 26 отрядов. В 1952 году была создана станция юных натуралистов. В 1950 году появилась музыкальная школа, было принято
160 учащихся, которых учили 10 педагогов. «Родители воспитывали нас, послевоенных детей, по принципу: дать всё то, что недополучили они. Поэтому обязательным элементом была музыкальная школа».[10] Инициаторами вечеров, соревнований, кружков со школьниками-пионерами выступали комсомольцы. Для этой цели был создан Детский сектор при клубе Ленинского комсомола. В 1955 году был проведен первый городской слет пионеров.
Летом были оборудованы пляжи для купания. Работала лодочная станция. Брали с собой кое-что из провианта, мячи, ракетки и переправлялись семьями к другому берегу. В середине 50-х годов детям работников комбината стали давать бесплатные путевки в Черноморские санатории. В 1948 году в перечне учреждений культуры города упоминается городская библиотека, в ее состав входил детский отдел. В 1950 году в городе открыт первый кинотеатр в городе «Родина», а затем и летний кинотеатр. Кинотеатр имени В. Маяковского построили в 1950 году, он был рассчитан на 300 мест. Он пользовался огромным успехом среди жителей, несмотря на жесткие деревянные сиденья. На втором этаже работал буфет – продавали газированную воду, слоеные язычки по 7 копеек, коржики по 8 копеек и главное лакомство – мороженое! Томатное стоило 3 копейки, фруктовое – 7, шоколадное – 15, а за пломбир – нужно было отсчитать 19 копеек. Дневные сеансы в «Маяковском» стоили 10 копеек, взрослые – 25.[11] В октябре 1952 года было принято решение о создании Детского сада-парка. На свободном участке леса прорубили аллеи, установили первые аттракционы и скульптуры животных. Здесь работали аттракционы. Для детей создавался кукольный театр на базе драматического театра. Творческая история кукольного театра Озерска началась со спектакля «Конек-горбунок», поставленного режиссером В.В. Селивановым и состоявшегося 9 марта
1952 года. О высокой оценке, данной этому спектаклю и коллективу кукольного театра, говорит подписанный Б.Г. Музруковым приказ №90 от 31 марта 1952 года: «Коммунистическая партия, советское правительство и лично т. Сталин создают в нашей стране все условия для всестороннего развития детей, для того, чтобы подрастающее поколение советского народа воспитывалось в коммунистическом духе, росло грамотным и культурным. В целях организации культурного досуга детей школьного и дошкольного возраста группа творческих работников драматического театра обязалась организовать в нашем городе кукольный театр».
С 1955 года уже самостоятельный коллектив городского театра кукол работал в малом зале драматического театра имени Горького. Решением №357 исполкома гор. Совета депутатов от 11 сентября 1958 года «О правилах поведения детей в общественных местах» Детям до 16 лет без сопровождения взрослых можно было находиться до 10 часов вечера. На зрелищные мероприятия без взрослых можно было ходить только в воскресенье и каникулы. В учебные дни посещать кино, театры можно было только в организованном порядке.
5. 2. 2. Спортивные учреждения
Взрослые и подростки сдавали нормы на значки ГТО. В 1949 году начали работать спортивные секции на стадионе «Строитель»: легкой и тяжелой атлетики, гимнастики и многих других. Зимой поле заливали под каток. Вход на стадион был платным. Зимой проводились лыжные соревнования.
Заключение
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, уровень образования и воспитания, медицинского обслуживания детей, можно оценить, как достаточно высокий. Детский вопрос включался в число приоритетных. Это обуславливалось еще и тем фактором, что в начале 50-х гг. число рожденных детей в строящемся городе было рекордным: в 1948 г. – 981, в 1949 г – 2174, в 1950 г. – 2305. Многое из того, что создавалось в то время для детей, с успехом используется и сегодня: в школах, в которых учились бабушки и дедушки, через 70 лет учатся их внуки и правнуки. Продолжают функционировать учреждения дополнительного образования, открытые в начале 50-х гг. (Станция юных натуралистов, Станция юных техников, музыкальная школа). Можно выделить общее в детском вопросе в настоящее время и рассматриваемом нами периоде:
1) медицинский контроль за здоровьем детей (вакцинации, осмотры, детская поликлиника и больница) и сегодня располагаются в тех же зданиях, построенных в начале 50-х гг. прошлого века;
2) забота взрослых о психическом и нравственном здоровье и благополучии детей Озерска в лице администрации города и химкомбината «Маяк» (комендантский час, запрет на продажу алкоголя и табака, тогда с 16 лет);
3) процесс образования остался практически неизменным: те же учебные предметы, классно-урочная система.
«Все новое – это хорошо забытое старое» - так можно сказать сегодня о состоянии современного образования. Мы видим, в том числе и на примере Озерска, как по прошествии разных многострадальных реформ, постепенно происходит обращение к позитивному опыту воспитания и преподавания того далекого времени:
· введение школьной формы;
· профориентация школьников (возобновляются экскурсии на предприятия);
· система ГТО;
· профильная система обучения;
· государство берет под свой контроль физическое, нравственное, патриотическое воспитание школьников;
· особое внимание уделяется одаренным детям и детям с ограниченными возможностями (до сих пор функционируют школы с углубленным изучением отдельных предметов и коррекционные школы в городе);
· организация летнего отдыха детей через систему оздоровительных лагерей (современные дети Озерска, как и их предшественники, так же отдыхают в лагерях «Орленок» и «Звездочка» на озере Акакуль).
Отличия в детском вопросе тогда и сейчас:
· в 50-е гг. XX в. обязательным было семилетнее образование, сейчас – девятилетнее;
· среди современных преподаваемых предметов нет начальной военной подготовки;
· посещение учреждений дополнительного образования тогда было бесплатным, в отличие от современности;
· сегодня используются информационные технологии в сфере образования.
Историю нашего города невозможно изменить, но ее надо знать и помнить, потому что это часть нашей общей биографии. Будущее города зависит от нас - пока еще школьников, но ведь через несколько лет именно мы будем жить и трудиться, вкладывая душу в его развитие.
Список источников и литературы
Источники:
1) материалы архивов семей Головатых, Кораблевых, Дубовик, Лурье.
2) фотографии из семейных архивов озерчан, размещенные в книге
Ю. Клепиковой, А. Наумова, А. Теличко, В. Устюжанина "История Озерска в фотографиях». - Челябинск, 2015
3) статистические данные о количестве рожденных детей в городе с 1948 по
1955 гг., предоставленные отделом ЗАГС администрации Озерского городского округа
4) МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа» Ф.1. Оп.2. Д.9. Распоряжения по административному отделу, с 08 июля 1952 года по 21 декабря 1952 год, на 90 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.3: Приказы начальника Базы-10 Государственного химического завода им. Менделеева, с 14.08.1951 по 27.12.1951, на 134 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.12: Распоряжения по личному составу работников административного отдела госхимзавода им. Менделеева, с 02.07.1953 по 30.09.1953, на 81 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.1: Приказы по административному отделу Базы № 10, с 04.01.1949 по 24.12.1949, на 277 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.64: Журнал регистрации распоряжений по горисполкому, с 04.01.1960 по 04.01.1961, на 98 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.56: Журнал регистрации распоряжений начальника административного отдела, с 04.01.1954 по 09.06.1954, на 48 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.2. Д.24: Распоряжения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, с 03.01.1956 по 30.06.1956, на 62 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1, Оп.2, Д.14: Приказы директора государственного химического завода им. Менделеева по личному составу, с 09.01.1954 по 07.09.1954, на 34 листах.
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского округа». Ф.1. Оп.1. Д.1: Протоколы заседания сессий городского Совета депутатов трудящихся первого созыва, с 25.06.1954 по 16.11.1954, на 169 листах.
Литература:
1) Ю. Клепикова, А. Наумов, А. Теличко, В. Устюжанин. История Озерска в фотографиях.- Челябинск, 2015.
2) Клепикова Ю. Б. Наш Озерск от А до Я.-Челябинск: АБРИС, 2015.
3) Л. В. Коваль. Атомный город: путь в будущее.- Челябинск, 2002.
4) Гамм М. И. Прощание с "Сороковкой"/ сост. и ред. А. Н. Волынцев, С.А. Борчиков. - М.: МАКС ПРЕСС, 2004.
5) Гурина С. Чудесный уголок природы и здоровья: [60 лет детскому санаторию ЦМСЧ-71] / С. Гурина // Озерский вестник. - 2013.
6) Гуськова А. К. Медицина была всегда рядом // Озерский вестник. - 1995.
7) Борчиков, А. Как всё начиналось / А.А. Борчиков // Сороковские" портреты. - М.: МАКС Пресс, 2004.
8) Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. - 1991.
9) Полвека назад: [Экскурс в историю Озерска] // КамерТон. - 1999.
Интернет-ресурсы:
[1] Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. – 1991.
[2] Клепикова Ю. Б. Наш Озерск от А до Я.-Челябинск, 2015, стр.58
[3] Воспоминания Дубовик С. Н.
[4] Воспоминания Головатой Т. В.
[5] Воспоминания Дубовик С. Н
[6] План-разнарядка посадки деревьев и кустарников весной 1952 года
[7] Гамм, М. И. Прощание с "Сороковкой"- М., 2004
[8] Воспоминания Дубовик С. Н.
[9] Первые три года: [История Озерска по материалам протоколов партийных собраний и заседаний 1947 - 1950 гг.] // Озерский вестник. - 1991
[10] Воспоминания Головатой Т. В.
[11] Воспоминания Головатой Т.В.
Архивные материалы
Воспоминания озерчан, чье детство пришлось на конец 40-х – начало 50-х гг.
Лурье Павел Ильич (родился в 1947 г.)
Один из первых детей, рожденных и официально зарегистрированных в Озерске
Головатая Татьяна Васильевна родилась в 1944 году, прибыла с родителями в строящийся город в 1948 году в возрасте 4 года, моя бабушка Дубовик Светлана Николаевна прибыла в строящийся город вместе с родителями в 1948 году
Маленькие озерчане (Фотографии из семейных архивов)
Моя бабушка Головатая Т. В. в возрасте 4-х лет, 1948 год
Дубовик С. Н. в возрасте 3-х лет 1947 год
Первые детские сады Базы-10 (позднее Озерска), начало 50-х гг.
Первая школа, которая размещалась в бараке
Одна из первых капитальных школ города № 24, построенная в 1951 году
Школьное образование в Озерске в начале 50-х гг. (Фотографии из семейных архивов Головатой Т. В. И Дубовик С. Н)
Новогодний праздник глазами детей 50-х годов
Летний отдых детей Озерска в пионерских лагерях имени Сталина и «Орленок» на озере Акакуль, начало 1950-х годов
Парк отдыха
Кинотеатры «Родина» и имени Маяковского
Учреждения дополнительного образования для детей, основанные в конце 40-х – начале 50-х годов в Озерске, функционирующие и сегодня
Станция юных натуралистов открыта в 1952 году, сегодня Детский эколого-биологический центр (ДЭБЦ)
Музыкальная школа открыта в 1950 году
Дворец пионеров, открыт в 1954 году
Детская городская библиотека, Сегодня это Дворец творчества детей открыта в 1948 году
Все новое – это хорошо забытое старое
Внедрение в современную систему образования и воспитания
элементов педагогики 50-х годов
Школьная форма
50-е годы. Фото из архива моей бабушки Головатой Т. В.
Современность
Комплекс ГТО
В 50-е годы в СССР
Современность