В последнее время все чаще в территориальный отдел в г. Кыштыме и Каслинском районе Управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области стали поступать обращения граждан, содержащие сведения о некачественном оказании тех или иных услуг связи, сбоях, непредставлении информации, включении в договор об оказании услуг связи условий, ущемляющих права потребителей.
В этой статье хотелось бы более подробно затронуть тему отношений между оператором связи и абонентом в сфере оказания телематических услуг или, выражаясь простым языком, услуг по оказанию доступа в сеть интернет.
На территории РФ данный вид связи регламентируется в основном Федеральным законом «О связи» и утвержденным на основании данного закона Постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09. 2007 г. « Об утверждении правил оказания телематических услуг связи».
На сегодняшний день предоставлением доступа в сеть Интернет на территории Кыштымского, Снежинского, Озерского городских округов и Каслинского муниципального района занимаются несколько операторов связи, наиболее крупными из которых являются ОАО «Ростелеком», ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «ВымпелКом», а также ряд менее крупных операторов связи.
Для абонентов в случае возникновения вопросов а также конфликтных ситуаций основной трудностью является то обстоятельство, что все вышеперечисленные операторы связи зарегистрированы на территории других субъектов Федерации а у нас имеют лишь представительства, филиалы и абонентские отделы, поэтому зачастую оперативное рассмотрение заявлений и жалоб абонентов непосредственно самому оператору просто невозможно и бывали такие случае когда ответа абоненту по той или иной проблеме просто не поступало.
Для контроля и надзора в сфере оказания телематических услуг на территории нашего региона существуют несколько управлений Федеральных служб, для граждан в первую очередь это Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и информационных технологий по Челябинской области, расположенное по адресу: 454000 г. Челябинск ул. Цвилин-га, 22, которое занимается надзором в сфере качества услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет, одним из критериев которого является скорость передачи данных , ну и конечно же Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области территориальный отдел которого находится по адресу: 456870 Челябинская область г. Кыштым ул. Ленина, 3. Основной деятельностью территориального отдела в данном направлении является проведение надзорных мероприятий по обращениям потребителей, содержащим сведения о непредставлении обязательной информации предусмотренной законодательством в сфере оказания телематических услуг, делающим невозможным правильный выбор предоставляемых услуг связи. Тут можно привести следующий пример: на основании
п. 42 Правил оказания телематических услуг связи оператор связи
обязан обеспечить доставку абоненту счета для оплаты оказанных телематических
услуг связи в течение 10 дней с даты выставления этого счета, при этом счет
должен содержать следующие сведения:
а) реквизиты оператора связи;
б) сведения об абоненте;
в) расчетный период, за который выставляется счет;
г) номер лицевого счета абонента;
д) данные о суммарном количестве оказанных телематических услуг связи за
расчетный период и период оказания
телематических услуг связи, а также объ
ем каждой телематической услуги связи, оказанной абоненту;
е) общая сумма, предъявляемая к оплате;
ж) размер остатка средств на лицевом счете (при авансовом платеже);
з) дата выставления счета;
и) срок оплаты счета;
к) сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду телематических услуг связи и технологически неразрывно связанных с ними услуг; л) виды оказанных телематических услуг связи.
Однако на практике далеко не всегда потребители получают такие счета, таким образом не получая информации об остатке средств на лицевом счете, сумме подлежащей оплате в следующем периоде и.т.п.
Другим не менее распространенным нарушением прав потребителей является включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, при этом сам договор зачастую составляется таким способом, что его трудно прочитать даже человеку с хорошим зрением, отсюда и возникают спорные ситуации в ходе исполнения самого договора. В такой ситуации рекомендуем всем потребителям перед подписанием самого договора внимательно прочитать его текст и вникнуть в содержание, в случае возникновения вопросов по тем или иным положениям договора проконсультироваться с менеджером в абонентском отделе и получить от него подробную информацию по интересующим вопросам. Если некоторые положения договора по тем или иным критериям не будут устраивать потребителя необходимо перед его подписанием составить протокол разногласий и вручить его для рассмотрения оператору связи.
Очень часто операторы связи прибегают к хитрости и в ответном письме абоненту указывают что договор является публичным и типовым и его условия не подлежат изменениям. В этом случае рекомендуем обращаться с жалобой на действия оператора связи в нашу службу, антимонопольную службу или в суд. Перед обращением в суд необходимо соблюсти претензионный порядок разрешения данного спора путем направления письменной претензии оператору связи, срок рассмотрения такой претензии составит не более 60 дней с момента ее регистрации согласно положениям п. 61 правил оказания телематических услуг связи.
К числу частых нарушений в сфере оказания телематических услуг связи можно также отнести обуславливание оператором связи приобретения абонентом одних услуг обязательным предоставлением других платных услуг, что также является недопустимым и является нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Оператор связи согласно п. 57 Правил оказания телематических услуг связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию абонента и (или) пользователя. Это следует помнить, потому как компетенция некоторых сотрудников операторов связи не соответствует занимаемым ими должностям и очень часто абонента просто вводят в заблуждение, игнорируют его просьбы, требуют платы за бесплатные услуги.
В случае судебного разбирательства по спорам между потребителями и операторами связи по ходатайству в судебном процессе заинтересованной стороны и соответствующем определении суда территориальный отдел в г. Кыштыме и Каслинском районе Управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области дает соответствующие заключения на бесплатной основе, которые могут послужить дополнительным доказательством в защиту интересов обратившейся стороны.
В завершении данной статьи сообщаем, что по вопросам оказания услуг связи территориальный отдел в г. Кыштыме и Каслинском районе Управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области проводит телефонную горячую линию, которая состоится 05 октября 2011 года с 9-00 ч. до 12-00 ч. На все Ваши вопросы ответят специалисты - эксперты Карнаухов Александр Олегович иЖирнова Ирина Владимировна по тел: 8 (35151) 4-11-29