Прокурор разъясняет закон
В соответствии с комплексным планом мероприятий по антикоррупционному просвещению и формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению направляю Вам для размещения на сайте органов местного самоуправления следующую информацию, в разделе, связанном с размещением информации органами прокуратуры Российской Федерации:
Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон №44-ФЗ) к мерам противодействия коррупции отнесены:
1) запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц. Так, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39 Закона №44-ФЗ): эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке (если ее наличие предусмотрено Законом №44-ФЗ), конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок;
2) установление требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком. Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ): участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации - участника закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки. Выгодоприобретателем является физлицо, напрямую или косвенно (например, через юрлицо) владеющее более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества или долей, 2 превышающей 10% в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
3) возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы. Она заключается в возможности получения этими лицами выгоды не только для себя, но и для третьих лиц (ч. 22 ст. 34 Закона №44-ФЗ);
4) запрет на участие в закупках физических лиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физические лица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. К данным лицам не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товаров (работ, услуг), являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации. Также к закупкам не допускаются юридические лица, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона №44-ФЗ);
5) механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов (ч. 23, 24 ст. 34 Закона №44-ФЗ);
6) право Правительства РФ определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями) (ч. 4.1 ст. 94 Закона №44-ФЗ);
7) предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок (ст. 20 Закона № 44-ФЗ);
8) различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль (ст. ст. 99 - 102 Закона №44-ФЗ);
9) требования к экспертам, экспертным организациям. Так, к проведению экспертизы нельзя допускать (ч. 2 ст. 41 Закона №44-ФЗ): должностных лиц либо работников заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя), а также бывших должностных лиц либо работников, которые были таковыми не менее чем за два года до проведения экспертизы; физлиц, имеющих имущественные интересы в заключении контракта; супругов, родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, братьев, сестер, усыновителей или усыновленных руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя); юридических лиц, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юрлиц; физических или юридических лиц, на которых заказчик либо поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно может оказывать влияние;
10) запрет на участие специализированной организации в закупке, в рамках которой она осуществляет функции такой организации согласно ч. 1 ст. 40 Закона №44-ФЗ (ч. 5 ст. 40 указанного Закона).
Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции). Заказчикам, помимо соблюдения требований Закона №44-ФЗ, направленных на противодействие коррупции, следует учитывать требования и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции. При проведении закупок руководитель заказчика, руководитель и работники контрактной службы, контрактный управляющий, а также члены комиссии по осуществлению закупок обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В случае наличия конфликта интересов член комиссии должен незамедлительно сообщить об этом заказчику. Заказчик должен заменить членов комиссии, не отвечающих установленным требованиям, на физлиц, которые им соответствуют (ч. 7 ст. 38, ч. 7, 10 ст. 39 Закона №44-ФЗ). Чтобы самостоятельно определять коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках, заказчикам целесообразно применять Методические рекомендации по выявлению и минимизации коррупционных рисков при закупках, утвержденные Минтрудом России (см. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 №18-2/10/П-9716).
Старший помощник прокурора ЗАТО г. Озерск Н.О. Шумихина
Новости
Элемент не найден!