Про миллионы цветов и автобус без кондуктора
Но, если присмотреться, и их детям, внукам многие темы также покажутся близкими.
Июньская сессия городского Совета депутатов трудящихся 1962 года. Посмотрим, какие вопросы обсуждали депутаты 50 лет тому назад. Кроме положенного отчета о работе и ряда организационных моментов, заслушиваются три вопроса (они и сегодня не сходят с повестки дня): об изменении плана благоустройства и озеленения города, о содержании и охране зеленых насаждений города и поселка, о содержании в чистоте и порядке мест отдыха трудящихся города.
Пятьдесят лет назад - и сразу два вопроса об озеленении. А ведь сегодня многие считают, что в то время деревья в городской черте только вырубались - леса вокруг было предостаточно. Оказывается, нет. И в документах сессии есть конкретное тому подтверждение. «С привлечением сил общественности в 1961 году в городе высажено около 5 тысяч деревьев, более 67 тысяч штук кустарников и около 2-х миллионов цветов. Общественностью и населением города на благоустройстве и озеленении отработано около 263 тысяч человеко-часов» (из решения по отчету о работе горисполкома). В июле 1962 года исполком еще раз обратился к теме озеленения и принял следующее решение: «Отвести Горкомхозу участок для закладки древесного питомника за пределами города, площадью 20 га».
Сейчас автомобили, по всему видно, выигрывают в противостоянии с зелеными насаждениями, постепенно вытесняя их из дворов и с улиц. А как обстояло дело с автомобильным транспортом тогда? С помощью документа, подготовленного к июньской сессии 1962 года, можно совершить даже некоторый исторический экскурс. Оказывается, в начале 1959 года в городе действовало всего два автобусных маршрута (по городу и до поселка №2), по ним курсировало 8 автобусов. К концу года было уже 5 маршрутов (в том числе в Челябинск и в Кыштым), на которых работало 20 автобусов. В 1961 году количество маршрутов увеличилось до семи. А с середины 1960 года впервые начали работать автобусы без кондуктора. Те, кто постарше, знают, а тем, кто не видел, расскажем: каждый бросал деньги в кассу, установленную в салоне автобуса, и отрывал себе билет. Очевидцы, наверное, помнят и призывы, размещенные в общественном транспорте тех лет: «Совесть пассажира – лучший контролер».
О количестве личных автомобилей в документах сессии, состоявшейся почти полвека назад, точных указаний нет. Но в 1961 году, как свидетельствует документ, подготовленный отделом архитектуры, в городе
было зарегистрировано свыше двух тысяч личных гаражей ( напомним, население города в тот период немногим превышало 50 тысяч человек). Увы, не все постройки были законными. На территории, которая в 1962
году готовилась под многоэтажную застройку, находилось 694 гаража, и владельцы только 316 имели разрешения на строительство. Готовясь к сносу этих построек, отдел архитектуры отвел специальную площадку для
размещения гаражей за городом.
И еще один знаменательный факт из области благоустройства. Пятьдесят лет назад в городе и поселке №2 утвердилась бесконтейнерная система сбора мусора. Опыт 1961-1962 года оказался успешным (новая система уборки была введена первоначально лишь на части территории), санитарное состояние дворов и улиц улучшилось, и решением горисполкома в 1963 году был принят «вариант бесконтейнерного мусороудаления
из жилых кварталов». Как тут не вспомнить философский закон, утверждающий, что развитие идет по спирали, в нашем случае: от контейнерного сбора к бесконтейнерному и назад… Главное, что технологии не стоят на месте, и на каждом этапе люди выбирают более удобный и надежный для себя вариант. Диалектика!
Нам показалось интересным посмотреть из дня сегодняшнего в день вчерашний. Или наоборот, взглянуть оттуда на нашу сегодняшнюю жизнь, в чем-то сравнить, увидеть параллели, оценить пройденный путь. А вам?
Лариса Пономарева, ведущий архивист
МКУ «Муниципальный архив Озерского городского
округа»
Возврат к списку