Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Ольга Уланова: «Идеальных бюджетов не бывает»

24.12.2015

В Озерском городском округе заканчивается работа над проектом бюджета 2016 года. Каковы его основные параметры и на что он сориентирован, учтены ли в нем особенности общей экономической ситуации в стране и формат ЗАТО – об этом и другом рассказала заместитель главы администрации Ольга Уланова.

- Ольга Васильевна, буквально через день состоится очередная сессия Собрания депутатов, на которой планируется утвердить главный финансовый документ. Чего нам ждать от него?

- Целью бюджетной политики на 2016 год является безусловное исполнение принятых обязательств и сохранение финансовой устойчивости округа.

Для подготовки реального к исполнению основного финансового документа округа за базу был принят консервативный вариант социально-экономического развития – почему? Потому что такой подход обеспечивает точность планирования доходов и недопущение необеспечения доходными источниками расходных обязательств.

Проект бюджета был опубликован в «Деловом пакете» (приложении к газете «Озерский вестник»), а также на сайте органов местного самоуправления, чтобы все жители округа, кто заинтересован, могли ознакомиться с данным документом и затем на публичных слушаниях 17 декабря высказать свои предложения.

- Каковы основные параметры бюджета округа на текущую дату?

- В целом, общий объем доходов бюджета округа на 2016 год запланирован на уровне 2,9 млрд. рублей. Снижение к первоначальному плану 2015 года составило 1,3 процента.

Важно отметить, что все цифры, которые я буду приводить для сравнения в нашей беседе, будут соотноситься с первоначальным планом (ПП) 2015 года. Дело в том, что в течение всего года у нас обычно происходит корректировки бюджета – пока проект наполнен теми цифрами и той информацией, которой мы обладаем на текущую дату.

Расходы запланированы на уровне 3 млрд. рублей. Параметры расходной части остались практически на первоначальном уровне 2015 года с незначительными изменениями. И учитывая напряженность текущей ситуации – это и ограниченность доходов, и продолжающийся рост расходной нагрузки – бюджет округа сохранит дефицитность. Дефицит запланирован в объеме 81,3 млн. рублей.

- Давайте остановимся на доходах чуть подробнее.

- Что касается доходов округа, мы отмечаем снижение показателей в предстоящем году и это обусловлено, в основном, сокращением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 73,5 млн. рублей.

На 20,8 процента доходы бюджета округа будут обеспечены за счет налоговых и неналоговых поступлений, которые округ зарабатывает самостоятельно - объем по данному направлению запланирован в размере 607,5 млн. рублей со снижением к ПП 2015 года на 1,4 процента.

Структура основных налоговых и неналоговых доходов в 2016 году, практически, не изменилась: НДФЛ по-прежнему является основным бюджетообразующим налогом (69,3 процента), налоги на имущество - 6,6 процента, налог на совокупный доход – 6,2 процента, поступление от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, - 12,7 процента, прочее – 5,2 процента. Неналоговые доходы, запланированные в 2016 году, составят 91,9 млн. рублей, что на 32,4 млн. рублей меньше плановых назначений текущего года. Это обусловлено тем, что 32,4 млн. рублей являются разовыми поступления от продажи муниципальной собственности.

- По расходам: назовите основные статьи и объемы.

- Здесь приоритеты, практически, не изменились. Это обеспечение соотношения со средней заработной платой по экономике в рамках исполнения Указов Президента, это социальная защита населения, повышение качества услуг в образовании и поддержание реального сектора экономики.

Как мы планировали расходы? Изначально были обеспечены, так называемые, защищенные статьи: во-первых, это фонд оплаты труда с начислениями (в том числе, повышение ФОТ для муниципальных бюджетных учреждений с 1 июля 2015 года на 5 процентов - это 34,9 млн. рублей, мы уже говорили о доведении среднего уровня заработной платы до индикативных показателей по указу президента – это 38,4 млн. рублей: по работникам культуры – 34,6 млн. рублей, по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования – 3,8 млн. рублей). Также защищенными статьями является потребление топливно-энергетических ресурсов (показатель уточняется в течение года, но пока он составляет 168 млн. рублей). Естественно, налоговые платежи - 67,9 млн. рублей. Приобретение ГСМ – 10,8 млн. рублей. Доплаты к пенсиям госслужащих и муниципальных служащих – 7,9 млн. рублей. Муниципальные программа «Социальная поддержка населения», куда входит, в том числе, фонд оплаты труда по муниципальным учреждениям «Комплексный центр» и «Дом-интернат» - 12,8 млн. рублей. Муниципальные программы: «Организация питания в муниципальных общеобразовательных организациях ОГО» – 31,7 млн. рублей, «Организация летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков ОГО» – 18,6 млн. рублей, «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в ОГО - 3,5 млн. рублей. Все, что я перечислила – это защищенные статьи расходов по собственным полномочиям Озерского городского округа.

Также при планировании расходов бюджета округа были учтены следующие особенности: в 2016 году за счет инвестиционной составляющей - дотации для нашего ЗАТО - планируется продолжить строительство, реконструкцию и ремонт объектов социальной, инженерной инфраструктуры, в том числе, тех, которые уже были начаты в 2015 году.

Увеличены объемы расходных обязательств на содержание и ремонт автодорог, что обусловлено федеральным законодательством: с 2014 года в бюджете округа предусматриваются ассигнования с применением норматива на содержание и ремонт автодорог. У нас данный норматив утвержден решением Собрания депутатов, и он ежегодно индексируется. Речь не идет о капитальном ремонте за счет собственных средств муниципалитета – в этом вопросе мы рассчитываем на помощь субъекта Российской федерации.

По направлениям расходования средств: на финансирование Образования предусмотрено 1,6 млрд. рублей (снижение к ПП на 1,8 процента), но, если посмотреть структуру этих расходов, в принципе, это снижение обусловлено только тем, что мы завершили реконструкцию СКОШ №29. Если смотреть сопоставимые условия, то по Образованию все складывается более-менее гладко.

Расходы в отрасли культуры с учетом подведомственных муниципальных учреждений составят 238 млн. рублей. Пока принято решение о временном приостановлении реконструкции городского музея - в связи с необходимостью актуализации технической документации.

На «физическую культуру» запланировано потратить 73 млн. рублей (прирост к ПП – 2,8 процента). Здесь наблюдается некоторое увеличение цифр из-за инвестиционных расходов в рамках соответствующей муниципальной программы – продолжится реконструкция спортивного комплекса «Строитель».

В целом, удельный вес расходов, напрямую связанных с функционированием социальной сферы, составляет 81,2 процента.

- Другими словами, бюджет сохранил социальную направленность. Что собой представляют остальные 18,8 процентов?

- Приведу такие данные: на расходы экономической направленности планируется направить 270 млн. рублей (прирост к ПП – 37,7 процента). Это связано с увеличением норматива на содержание дорожно-транспортной инфраструктуры и транспортное обслуживание населения – 179 млн. рублей.

Инвестиционная составляющая также присутствует. В марте 2016 году по предварительной договоренности с Правительством Челябинской области, мы надеемся, получим дополнительные источники - в том числе, на дороги и ТЭРы, и на ряд других направлений.

- Часто от экономистов мы слышим о росте программных и сокращении непрограммных расходов. Поясните в чем суть.

- Правительством Российской Федерации взят курс на переход к программному финансированию (муниципальные и ведомственные программы). Использование программного бюджета позволяет ответить на главный вопрос – на что и зачем тратятся бюджетные средства, какие цели преследуются при распределении этих средств, какой результат от реализации мероприятий будет достигнут.

В 2016 году в Озерском городском округе запланировано реализовать 26 муниципальных программ. Общий объем финансирования – 220 млн. рублей. С учетом ведомственных программ, доля программных расходов постепенно растет и в планируемом периоде составит 94,2 процента.

Примеры непрограммных расходов - это частично ФОТ и практически все ТЭРы, которые не идут по программам.

- Можно ли сравнивать бюджет нашего округа с бюджетами других городов ЗАТО? Межбюджетные трансферты – тема сложная, но поясните в общих чертах, на что можем рассчитывать мы?

- По всем десяти ЗАТО в целом объем межбюджетных трансфертов сохранен, но сравнивать наши территории по параметрам бюджета не стоит -ситуация везде разная.

Нужно понимать позицию Минфина РФ: он при определении объемов межбюджетных трансфертов исходит из неких статистических показателей (методика расчета формализованная и очень закрытая, как и данные по каждому субъекту), но что известно точно: в их основу положен недостаток либо избыток социальной инфраструктуры.

Возьмем наш округ. Нам говорят, что на сегодняшний день у нас избыточная социальная инфраструктура: как аргумент приводят два театра и СКОШ №29 (явная ирония - еще вчера строили ее за счет федеральных средств). И мы не одни такие. В этом году некоторые ЗАТО пытались просчитать и доказать, что при определении объемов финансирования необходимо учитывать, прежде всего, уровень бюджетной обеспеченности. А он у нас не самый высокий в системе Росатома: к слову, в 1,5 раза ниже, чем в Снежинске.

- На ваш взгляд, как в этой ситуации можно повысить бюджетную обеспеченность?

- Выход – наращивать собственные доходы и оптимизировать расходы.

Оптимизация в проекте бюджета пока не заложена, вместе с депутатами мы рассматриваем иной подход - повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Так, предполагается сократить бюджетную субсидию на выпадающие доходы МУП «УАТ» за счет повышения платы за проезд в муниципальном транспорте (на внутригородских маршрутах с 15 до 20 рублей). Если решение будет принято, то это позволит перераспределить высвободившиеся ресурсы на другие направления.

Также мы пошли по пути инвентаризации льгот: с 2008 года в Челябинской области для ветеранов труда предусмотрены проездные билеты (стоимостью 200 рублей) для использования в городском транспорте – до сих пор эти расходы нес местный бюджет. Позже при монетизации льгот стоимость проезда была включена в единую денежную выплату. Таким образом, льгота, предоставляемая по данному направлению, у нас получилась «задвоена». На текущую дату у округа отсутствуют полномочия по данным расходным обязательствам. Поэтому мы вышли к депутатам с предложением отменить проездной билет для данной категории льготников, что позволит сэкономить порядка 8 млн. рублей.

Администрация округа совместно с депутатским корпусом проводит большую работу по анализу размера экономически обоснованных коэффициентов, используемых при определении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (предоставлены в пользование без проведения торгов). Идет сбор данных по рентабельности различных видов деятельности в округе, привлечены специалисты Южноуральской торгово-промышленной палаты и Челябстата, даны разъяснения бизнес-сообществу. Если Собрание депутатов примет предложенный вариант размера коэффициентов, в 2016 году бюджет может дополнительно получить 32 млн. рублей.

Еще несколько моментов, о которых стоит упомянуть, имея в виду поиск резервов бюджета, - экономия по закупочным процедурам. Как показывает опыт предыдущих лет, речь идет о значительных суммах. Их расходование будет поставлено под жесткий контроль. Кроме того, принято решение усилить борьбу с недоимками (если честно платить, то это тоже скажется на доходах бюджета – например, в 2014 году план по НДФЛ не был выполнен на 16 млн. рублей).

- Не надо быть специалистом, чтобы понять, что принимаемый бюджет, мягко говоря, напряженный.

- Поверьте, бюджет каждый год напряженный, идеальных бюджетов не бывает. В первоначальном проекте на 2016 год выпадающие доходы от ПП 2015 года составляли 225 млн. рублей (средства федерального и областного бюджетов). По трансфертам из федерации нам положение изменить не удалось. А вот по областному финансированию объемы были увеличены на 68 процентов (они уже заложены в проект бюджета). Достигнуть этого уровня удалось благодаря совместным усилиям генерального директора ФГУП «ПО «Маяк» Михаила Ивановича Похлебаева и главы администрации Евгения Юрьевича Щербакова. Было направлено соответствующее письмо на имя Губернатора Челябинской области и Озерск услышали. Так что ситуация сложная, но не критичная.

Завершая разговор, Ольга Уланова выразила надежду на то, что Собрание депутатов после внимательного и детального изучения проекта бюджета утвердит главный финансовый документ, который она назвала сбалансированным и реальным, и общими усилиями он будет реализован в полном объеме.

Возврат к списку