Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

В Озерске открылся театральный фестиваль «Пять вечеров ко дню Победы»

21.04.2015

Он организован госкорпорацией «Росатом» и проходит на площадках озерских театров. Что собой представляет проект и чем он может быть интересен не только его профессиональным участникам, но и широкой аудитории - в творческом отчете Юлии Клепиковой, заведующей литературно-драматургической частью Озерского театра драмы и комедии «Наш дом».

20 апреля начались долгожданные «Пять вечеров ко дню Победы». Стартовал театральный фестиваль, на который приехали дорогие гости - представители профессиональных и любительских театров из Северска, Лесного, Железногорска, Новоуральска, Снежинска, Заречного, Сарова, Трехгорного.

Только с виду, для непосвященных, первый фестивальный день казался дождливым и мрачным. Солнечным было настроение. Это был день радости от встреч старых друзей, это был день первых впечатлений.

Начавшись с утренней пресс-конференции, фестиваль в первый же день дважды обратился к теме блокадного Ленинграда и стойкости человеческого духа на войне – через спектакли театров Железногорска и Лесного. С помощью документальных и художественных киносвидетельств провел нас по фронтам Великой Отечественной войны московский кинокритик Александр Колбовский. Закончилось все ближе к полуночи актерским клубом, где познакомились все, кто еще не успел познакомиться до этого.

Пять дней, как пять лет

Фестиваль открылся пресс-конференцией, которая приятно удивила одного из москвичей, представителя экспертного совета фестиваля Михаила Борисова: «Я поражен огромным количеством собравшейся сегодня прессы. На моей памяти последний раз такой интерес вызывал только день рождения Филиппа Киркорова. Наверное, Росатом – это какая-то миниатюрная система, напоминающая государство в государстве. Интерес к культуре этой структуры меня поражает и радует»

Пресс-конференция началась с небольшой, но весьма принципиальной оговорки директора Озерского театра драмы и комедии «Наш дом» Владимира Кулика, обозначившего срок фестиваля: пять лет вместо пяти дней. Ошибка эта была встречена дружескими аплодисментами. «Я надеюсь, что эти пять дней будут настолько наполнены жизнью, что они для нас продлятся как пять лет, - уточнил Владимир Александрович. - Каждый день программы фестиваля – это один из этапов войны. И мы надеемся, что вам: и гостям, и зрителям, и участникам фестиваль принесет множество интересных событий, впечатлений, открытий».

С приветствием к гостям фестиваля обратился заместитель главы администрации Озерского городского округа Олег Ланге: «Мы с радостью откликнулись на данный проект. Надеюсь, что время, которое гости нашего города проведут здесь, будет не только насыщенным в плане профессиональной работы, но и даст возможность познакомиться с нашим замечательным Озерском и с нашими удивительными зрителями».

Начальник Управления культуры Наталья Сальникова поблагодарила «Росатом» за поддержку закрытых городов, за понимание того, насколько важно развивать здесь культуру: «Каждый такой город – особое пространство. Театральный фестиваль в закрытом городе – это новый этап развития, творческая лаборатория, мастер-классы, возможность увидеть театры других закрытых городов. Именно такие проекты делают закрытый город открытым».

Тему продолжила главный специалист по работе с регионами ГК «Росатом» Оксана Бондаренко: «Инициативы культуры «Росатом» поддерживает с 2006 года, когда начала свою работу программа «Территория культуры Росатома». Театральные фестивали проводились и до сих пор, но в другой форме. Этот, собравший лучших из лучших к юбилею Победы, надеюсь, будет оценен, продолжившись в этом формате и дальше. Желаю артистам творческих успехов и новых знаний на мастер-классах, а зрителям – наслаждения».

«Идея программы этого фестиваля возникла еще в прошлом году, - уточнила креативный продюсер фестиваля, член экспертного совета Елена Колыхалова, - когда, объездив все ЗАТО, отсмотрев множество спектаклей профессиональных и любительских коллективов, мы накопилиь важную информацию о том, что нужно для закрытых городов».

С интересом ждали участники пресс-конференции знакомства с членами экспертного совета. «Меня поразил ваш город, он красоты неописуемой, - поделилась впечатлениями профессор кафедры мастерства актера Театрального института им. Б.Щукина Валентина Николаенко, - Я рада, что сюда приехала. Видела город пока только из окна автомобиля, но он очень понравился своей тишиной, уютом».

Доцент кафедры сценической речи и художественного слова Театрального института. им.Б. Щукина Наталья Коваленко: «Рада принять участие в этом фестивале. Как только мне предложили, я сразу сказала – да. То, чему он посвящен, очень важно для нас. Это самое малое, что мы можем сделать: встречаться и говорить о Победе. Важно, что мы делаем спектакли, посвященные этому событию. И показываем их тем, кто еще моложе нас. Это движение в будущее, которое не может быть без воспоминаний прошлого».

Михаил Борисов, профессор, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им. Б.Щукина и кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, заслуженный деятель искусств РФ: «Надеюсь, то, что мы увидим, может дать новое дыхание и свежую кровь нашему театру. Не знаю, что для этого нужно, может все города страны надо сделать закрытыми, чтобы они начали заниматься культурой. Для меня все это очень любопытно. Я с интересом и нетерпением жду встречи с людьми, которые занимаются театром. Для меня это, наверное, будет даже более полезно, чем для тех, кто придет на мастер-классы. Думаю, мы взаимно обогатимся. Честь и хвала главам закрытых городов, «Росатому», который столько сил и средств уделяет развитию культуры».


До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага

Киногостиная Александра Колбовского «Искусство на территории войны» унесла нас из XXI века в мир киноискусства на фронтах Великой Отечественной войны, опровергнувшей старую пословицу про говорящие пушки и молчащие музы. Три часа пролетели незаметно.

Каким было искусство на территории войны? Какой была война на территории искусства? Что вообще должно делать в годы войны искусство – поднимать в бой или развлекать, отвлекать, лечить душу? Должно ли оно быть только высоким, пафосным, плакатным или может быть низким, мещанским, мелодраматическим. Эти споры протянулись и до сороковых годов, и кинематограф своими средствами иллюстрировал этот вечный исторический спор.

Перед нами прошли кадры старых, почти забытых кинолент: «Антоша Рыбкин», «Актриса», «Парень из нашего города», «Случай с Полыниным», «Воздушный извозчик». Вспомнились имена знаменитых артистов, вдохновлявших на борьбу с фашизмом: Марины Ладыниной, Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Людмилы Целиковской. «Мне приходилось читать воспоминания фронтовиков, - рассказывал Александр Колбовский, - которые рассказывали, что в самых страшных боях, когда командиры не могли поднять солдат в атаку ни именем Родины, ни именем Сталина, они кричали «За Целиковскую!», и бойцы вылезали из окопов под ураганный огонь».

«Я бы назвал сегодняшний образ Великой Отечественной войны на наших экранах «раскрашенной войной». Напомню: несколько лет назад умельцы с телеканала «Россия» раскрасили телесериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» - фильм программно, концептуально черно-белый. Эстетика этой великой картины как раз и строилась на сочетании черного, белого и серого. И вот вдруг на экране появились эсэсовцы в малиновых штанах, с какими-то несусветными и комичными сочетаниями красок.

Что-то подобное происходит с войной в широком, так сказать, общенациональном масштабе. Все можно сделать на компьютере. Можно смоделировать любые сражения, нарисовать танки, самолеты, гаубицы, пририсовать тысячи солдат. Можно придумать множество боевых операций, чаще всего связанных с разведкой (это лучше всего продается и собирает максимальный рейтинг), не имеющих абсолютно никакого отношения к реальной истории войны, а иногда – к здравому смыслу. Все можно, кроме одного. Невозможно (пока невозможно!) компьютером передать живую душу. И в этом главная проблема сегодняшних фильмов о войне, хотя среди них случаются исключения - бесспорно талантливые и даже выдающиеся. Если вы меня спросите, что хорошего и честного снято в последние годы о войне, я назову и «Брестскую крепость» Александра Котта и «Битву за Севастополь» Сергея Мокрицкого.

Наверно, если подводить итоги нашего сегодняшнего разговора, если попытаться сделать из него какие-то выводы, то очевидно, что театр, кинематограф, музыка, песни (особенно песни!) волшебным образом фиксировали и подробно исследовали вот это человеческое (а точнее – нечеловеческое) состояние: «А до смерти – четыре шага».

Конечно же, искусство помогало выжить на войне. Не впрямую – оно включало или переключало какие-то механизмы человеческой самозащиты, нажимало на какие-то неведомые кнопки и клавиши. И само же фиксировало, как эти механизмы работают, как люди в нечеловеческих обстоятельствах остаются людьми».

Блокадный Ленинград, любовь к жизни, война реальная и нереальная

Первый фестивальный день подарил два спектакля, которые во многом оказались родственными между собой. Их показали Железногорский театр кукол «Золотой ключик» и Театр-студия «Арлекин» из города Лесного.

Пространство блокадного Ленинграда. Тема любви и жажды жизни, которая дает силы не сдаваться. Реальность, которая способна приобретать формы фантастические. Ребенок, оказавшийся на грани жизни и смерти, его мир, полный таинственных, порой ужасающих смещений, где реальное и нереальное соседствуют и взаимопроникают друг в друга.

Легенды у ротонды, думы Курчатова и добрые песни у «костра»

Актерский клуб первого фестивального вечера планировалось провести на берегу озера Иртяш, у знаменитой Ротонды, чтобы показать Озерск с лучшей и красивейшей его стороны, с берега озера. Но пошел дождь, спутав все планы.

Театр, как известно, великое искусство, а предлагаемые обстоятельства – всесильная вещь! Им никакая плохая погода не помеха, и праздник у ротонды состоялся! Представить беседку и костер – театралам не проблема, а тепло друзей, горящие глаза, душевные песни согревают не хуже теплого весеннего ветерка.

Из сценария: «И вот после войны, Великой, Отечественной, Игорь Васильевич Курчатов как раз на этом месте, «на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел» и представлял себе город, который вырастет здесь, меж озёр, и думал о театре, который будет построен одновременно с городом… И так оно и случилось: в 1948 году был запущен первый реактор и сыгран первый спектакль!

Мы рады приветствовать наших братьев с Железных гор, поведавших нам притчу о самом главном! С нами наши северяне, народ музыкальный, певческий и танцевальный! А зори там тихие! И иже с ними - и Саня, Ваня, также Римас – и все они тоже с нами! А вот и лесные наши братья - и значит всё будет хорошо в эти пять вечеров! Наши побратимы из краёв заречных, приветствуем вас! Заречные наши друзья, рады вас видеть! Прибыли к нам и жители святых мест преподобного Серафима Саровского, здравствуйте вам! И ближайшие наши соседи с гор Нового Урала, м трёх гор близ Златоуста, и нежные наши снежинцы! Вот как нас много! А ещё мы просим любить и жаловать наших столичных гостей с берегов Москва-реки! Мы видим друг друга, мы рады друг другу! Здравствуйте!»

… И надо сказать, что давно знакомые в Озерске песни о нашем закрытом городе - «Есть город номерной», «Есть на Южном Урале городок небольшой» - еще ни разу не были встречены с таким воодушевлением и полным пониманием и восторгом, как в этот раз, когда они были исполнены для гостей из закрытых городов.

Прав был оговорившийся на утренней пресс-конференции Владимир Кулик. Этот день на самом деле вместил в себя впечатлений и открытий на целый год. А завтра? Завтра – будет новый фестивальный день, насыщенная программа, новые встречи.

Возврат к списку