В квитанции на оплату коммунальных услуг появилась новая строка — «Расход на общедомовые нужды». Что это такое и откуда она взялась, как рассчитывается потребление энергоресурсов на весь дом, почему такие высокие цифры в платежках? На эти и другие вопросы отвечает Александр Каюрин, начальник Управления ЖКХ администрации Озерского городского округа.
- В состав коммунальных услуг, которые оказывают либо ресурсоснабжающие организации, либо управляющие компании, входит как бытовое потребление (индивидуальное) – это то, что используется жителями для удовлетворения своих личных нужд внутри жилого помещения, так и энергоресурсы, которые расходуются на обеспечение работы общего имущества собственников – на общедомовые нужды (ОДН).
Например, ОДН на электрическую энергию – это та энергия, за счет которой работают лифты, подкачивающие насосы и проч. Если говорить об ОДН применительно к водоснабжению (горячему и холодному), - это тот объем, который тратится на мытье полов, проведение гидропневматической промывки, сюда же относятся внутридомовые потери (коммунальные ресурсы, поступившие в дом, но в силу неисправности инженерно-технического оборудования – утечки, протечки – не использованные). На сегодняшний день закон достаточно сурово регулирует, но тем не менее устанавливает, что в том числе и за потери на внутридомовых коммуникациях должны платить собственники.
- По какой схеме рассчитываются ОДН?
- Для холодной, горячей воды и электроэнергии используются одни и те же формулы, установленные действующим законодательством, и в частности, Приложением №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354. Данный нормативный документ предусматривает два варианта расчета ОДН: один – для тех многоквартирных домов (МКД), которые оборудованы общедомовыми приборами учета, головными счетчиками. Здесь объем ОДН определяется как разница между общим объемом коммунального ресурса, поступившим в дом, минус объем, использованный собственниками жилых и нежилых помещений МКД для удовлетворения личных нужд, и минус потребление «транзитных» потребителей – тех, которые подключены к внутридомовым сетям. Оставшаяся разница распределяется между собственниками жилых или нежилых помещений пропорционально площади каждого помещения и к отношению площадей общего имущества собственников и общей площади жилых и нежилых помещений. Словесно формула расчета сложно воспринимается, но она есть в сети Интернет и на сайте ЕТО – Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, а также на сайте «Челябэнергосбыта», в ММПКХ имеется наглядная информация.
Второй вариант расчета ОДН – для собственников помещений в МКД, где общедомовые приборы учета не установлены. Там формула практически та же самая, за исключением того, что берется не разница между общедомовым счетчиком и индивидуальным потреблением, а норматив, который установлен уполномоченным органом исполнительной власти - он умножается на соотношение площадей жилого-нежилого помещения к площадям общедомового имущества. Информация по этой формуле также имеется в вышеназванных источниках. Непосредственно, плата в квитанции есть произведение от натуральных показателей (объема ОДН в куб. метрах или кВт. часах, умноженное на тариф – стоимость одного кВт. часа или метра куб.).
- Есть ли существенная разница между этим двумя расчетами, если учитывать интересы собственников жилья?
- Кто платит по нормативу, у тех стоимость вряд ли будет резко меняться. Однако необходимо отметить, что, только установив общедомовые приборы учета, жители будут точно знать, сколько ресурсов они потратили, и будут оплачивать только свое фактическое потребление.
- О каком общедомовом использовании холодной воды может идти речь в многоквартирном доме? С горячей водой понятнее – отопление подъезда и подвалов …
- На самом деле, этот вопрос из числа самых часто задаваемых. Жители отчасти правы, когда говорят, что у нас нет такого расхода и мы не должны платить, но эти же жители сами должны выбрать: продолжать оплачивать ОДН по нормативу (это некая средняя величина, рассчитанная из типовых проектов МКД, которая безусловно не учитывает состояние внутридомовых коммуникаций конкретного дома, отбор воды для обслуживания общедомового имущества и проч.). Либо исполнить, пусть и с опозданием, требование федерального закона №261 ФЗ «Об энергосбережении» и принять решение об установке общедомовых приборов учета. В этом случае, собственники жилья знают: нет расхода воды – плата стремится к нулю, неисправно оборудование и происходят утечки – претензии надо предъявлять к управляющей кампании, которая обслуживает внутридомовые сети.
- Почему в мартовских квитанциях ММПКХ такие большие суммы за ОДН?
- Хотелось бы пояснить: фактически это начисление за истекший квартал 2015 года. У нас ММПКХ получило право начислять, а для собственников жилья возникла обязанность оплачивать стоимость ОДН с 1 января 2015 года. В силу технических причин, начисление было произведено только в конце марта 2015 года.
- Не перекладывает ли ММПКХ свои потери на плечи собственников жилья?
- Часто звучит эта мысль на городских сайтах: якобы, затраты, которые «вешают» на жильцов, уже заложены в тарифах ММПКХ. Если бы люди были лучше знакомы с процессом ценообразования, они знали бы, что в тариф ресурсоснабжающей организации закладываются технологические потери, но потери не внутридомовые, а сетевые. Люди рассчитываются только за расходы в пределах своего дома.
- Справляется ли со своей задачей ММПКХ, которому по закону вменена обязанность по установке счетчиков в МКД?
- На сегодняшний день процент оборудования общедомовыми приборами учета в округе остается крайне низким – 39 процентов на все виды ресурсов. Почему наблюдается отставание – секрета никакого нет: чтобы ММПКХ выполнить достаточно большой объем работ, нужно иметь огромный объем свободных финансовых средств. А предприятие находится в крайне тяжелом состоянии в виду непрекращающихся претензий со стороны ОАО «Фортум», поэтому найти подрядчика без предоплаты затруднительно. Вместе с тем, насколько я владею информацией, у ММПКХ заключен контракт с иногородним исполнителем на оборудование 74 МКД, обслуживаемых МУП «ДЕЗ». На прошлой неделе я получил график работ: если все пойдет по плану (а техдокументация уже разработана, осталось согласование с режимом), то вскоре бригада приступит к монтажу оборудования в МКД. Таким образом, в меру сил ММПКХ занимается этим вопросом. К слову, все расчеты по контракту ложатся на плечи ММПКХ, которое со временем потребует возмещение средств с собственников жилья.
- Что вы посоветуете остальным жителям МКД, где общедомовые приборы учета пока не установлены?
- Законодатель установил с 1 января 2015 года применение повышающих коэффициентов к тем собственникам, которые не выполнили требования федерального закона и не оборудовали свой дом приборами учета. Причем, этот коэффициент каждые полгода будет увеличиваться на одну десятую. Сегодня он составляет 1,1 к сумме начисления.
Можно продолжать бездействовать и надеяться, что рано или поздно все-таки ресурсоснабжающая организация доберется до конкретного МКД. При этом оплачивать ОДН по среднему нормативу, который выше фактического потребления, зачастую. Но разумнее принимать решение, определять источники и ставить ОДПУ.
Есть еще один вариант, мы в администрации начали его прорабатывать в прошлом году и, в принципе, получили первый результат. Тем УК, которые проявили активность, были предоставлены средства местного бюджета в виде безвозвратной и целевой субсидии на возмещение расходов, связанных, в том числе, с оборудованием МКД общедомовыми приборами учета. В 2014 году, когда программа работала, на нее было потрачено около 3 млн. рублей. Субсидии предоставлялись УК, которые не находятся на стадии ликвидации или банкротства (как «Строен» и «ОКХ»). С остальными мы взаимодействовали по схеме: не менее 15 процентов – средства собственников, остальные – бюджет ОГО. На этот год действие программы продлено: к сожалению, сумма заложена меньшая, но в меру финансовых возможностей бюджета она может быть увеличена.
В любом случае, собственникам необходимо принимать решение и ставить приборы учета.
- Что делать с теми, кто инертен? Не хотят жильцы собираться вместе.
- Надо встречаться и разговаривать. Существует такой институт общественного управления, как Совет МКД. К сожалению, не все понимают его значимость, а те дома, где он выбран, не всегда в полной мере реализуют свои полномочия. Я считаю, что Совет МКД должен работать со своими жильцами и объяснять, зачем нужны счетчики.
Законодатель установил дату, потом дал два года на разбег, теперь откладывать некуда: надо заниматься вопросом учета энергоресурсов, внедрением энергосберегающих технологий. Общедомовых потерь, которые входят в состав норматива, при нормальной эксплуатации жилфонда быть не должно. А нормальная эксплуатация возможна, когда работает нормальная УК и качественно занимается содержанием жилья.
- Кто и чем в состоянии помочь активным собственникам, наконец-то взявшим судьбу дома в свои руки?
- Прежде всего, поддержку должна оказать управляющая организация: она поможет провести общее собрание, на котором жильцы решат – нужны ли им ОДН, кто их будет устанавливать, в какие сроки и за какие деньги, кому будет поручен контроль и приемка работ. В протоколе собрания все подробно расписывается. Потом начинается поиск подрядчика: обычно все ищут сами – того, кто сделает быстрее и дешевле. У нас в Управлении ЖКХ есть координаты тех, с кем мы уже работали - это фирмы «Карат» и «Прибор», известны и местные специалисты, их реквизиты тоже можем предоставить.
- Получается, законодатель давно прописал идеальную схему управления жилым фондом. На каком участке она пробуксовывает?
- К сожалению, собственники еще плохо знакомы с ней. Также мешает стереотипное мышление: кто-то придет и все сделает за нас. Но владение собственностью накладывает на граждан определенные обязанности. Одна из них - установка общедомовых приборов учета.