Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Их принципы - законность, объективность, независимость, гласность

06.03.2015

Контролеров нигде и никогда не встречают с распростертыми объятиями. Но именно они заставляют более эффективно использовать бюджетные средства, бережнее и рациональнее относиться к общему муниципальному имуществу. И значение этой работы растет год от года.

Об итогах минувшего периода и планах на будущее – интервью с Андреем Люковым, председателем Контрольно-счетной палаты Озерского городского округа.

- Андрей Юрьевич, в чем особенность Контрольно-счетной палаты (КСП) как контролирующего органа?

- Контрольно-счетная палата Озерского городского округа является независимым органом внешнего муниципального финансового контроля. По результатам контрольной деятельности представляет главе и Собранию депутатов Озерского городского округа достоверную информацию об эффективности расходования средств бюджета округа и использовании муниципального имущества.

- В последние годы штаты КСП были увеличены - с чем это связано?

- Действительно, в связи с передачей полномочий по контролю в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений в Озерском городском округе с 01.10.2012 года в штатное расписание КСП были введены две единицы – аудитор и юрист.

Новым Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» кроме проведения плановых и внеплановых проверок предусмотрена процедура согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком) в случае, если аукцион не состоялся. В 2014 году наша Палата рассмотрела 148 обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, срок рассмотрения которых, в соответствии с законом, составлял до 10 рабочих дней. При отказе в согласовании были проведены внеплановые проверки.

Также статья 98 нового закона обязывает КСП округа осуществлять аудит в сфере закупок. В связи с этим с 01.04.2014 года в штатное расписание была введена еще одна единица (инспектора-ревизора).

Контроль за рациональным и эффективным расходованием бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в конечном итоге приводит к экономии и возможности перераспределения средств на другие расходные статьи бюджета в целях решения социально значимых задач Озерского городского округа.

- Что вы можете сказать об исполнении бюджета округа за отчетный период?

- В полномочия КСП входит внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Озерского городского округа. Внешняя проверка годового отчета осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом Собрания депутатов, с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ. Для подготовки заключения, администрацией округа не позднее 1 апреля текущего года будет представлен отчет об исполнении бюджета за 2014 год. Срок представления отчета еще не наступил, поэтому в настоящее время оценивать исполнение бюджета за отчетный год преждевременно.

- По какому принципу вы составляете рабочие планы (объекты, основания, объемы), все ли успеваете? Часто ли вам приходится проводить внеплановые проверки?

- При формировании плана работы учитываются предложения депутатского корпуса, руководителей администрации округа.

Определяющими при выборе объектов контроля являются объем бюджетного финансирования, периодичность проверок. Большое внимание уделяем муниципальным предприятиям. В округе 16 действующих предприятий. Здесь приоритеты основаны на социальной значимости предприятия, результатах финансово-хозяйственного деятельности. Муниципальные предприятия должны перечислять 50 процентов прибыли в бюджет округа, пополняя его доходную часть. Кроме того, есть предприятия, получающие бюджетные средства. Например, УАТ получает из бюджета округа субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг по транспортному обслуживанию населения. Так же, у муниципальных предприятий в хозяйственном ведении находится почти 30 процентов имущества казны.

Количество проверок планируется с учетом численности проверяющих и сроков проведения контрольных мероприятий. При необходимости проведения внеплановых проверок в утвержденный план вносятся изменения, и в таких случаях отдельные ранее запланированные мероприятия переносятся на следующий календарный год.

В период текущего финансового года могут возникнуть вопросы и ситуации, требующие в данный момент особого внимания. Мы к этому относимся с пониманием и готовы оперативно организовать и провести внеплановые проверки по поручению Собрания депутатов округа. Внеплановые проверки проводятся также по требованию прокуратуры, обращениям следственного отдела по ЗАТО г. Озерск.

- Одна из главных задач КСП – контролировать расходование бюджетных средств и распоряжение муниципальным имуществом. Назовите конкретные примеры из вашей практики за последние годы и общие цифры.

- Контрольно-счетной палатой Озерского городского округа за период с 2011 по 2014 год проведено 84 контрольных мероприятия, объем проверенных бюджетных средств на предмет целевого и эффективного использования составил 2 млрд. 893 млн. рублей. Нарушений в бюджетной сфере и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий выявлено на сумму, превышающую 330 млн. рублей. Устранено, возмещено и предотвращено нарушений в сумме 128 млн. рублей. Безусловно, не все удается вернуть в бюджет округа. В большинстве случаев, когда фиксируются факты нецелевого, неэффективного, безрезультатного использования средств, материалы проверок направляются в правоохранительные органы.

- Совсем недавно в круг полномочий КСП были включены функции по осуществлению контроля закупок товаров, работ и услуг в Озерском городском округе. Оцените, пожалуйста, положение дел в этой сфере?

- Основными целями контроля в сфере закупок являются: повышение результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Я считаю, что первый год работы Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, стал адаптационным. В течение 2014 года в закон внесены многочисленные дополнения, изменения. Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в этой сфере, связаны с правовыми «пробелами», неправомерными действиями должностных лиц, отсутствием квалифицированных специалистов. Многочисленные нарушения Закона о контрактной системе можно было бы минимизировать при осуществлении надлежащего внутреннего контроля.

- Кто из числа проверенных КСП больше других «отличился» и какие нарушения являются самыми распространенными?

- Самые распространенные нарушения (их мы фиксируем из года в год) относятся к сфере учета и управления муниципальным имуществом. Затем идут нарушения законодательства о бухгалтерском учете, нарушения в сфере закупок, неэффективное использование бюджетных средств. Некоторые объекты проверки в процессе контрольных мероприятий принимают решение об исправлении выявленных нарушений. В иных случаях средства возвращаются только по решению судов.

Практика показывает, что бюджетные учреждения более дисциплинированны. А вот муниципальные предприятия, пользуясь определенной финансовой самостоятельностью, «отличаются» чаще.

Основными недостатками в деятельности муниципальных предприятий являются: совершение сделок без согласования с собственником имущества; отсутствие применения конкурентных процедур при закупочной деятельности; отсутствие работы по взысканию дебиторской задолженности; рост просроченной кредиторской задолженности и другие.

- Существует ли ответственность за те нарушения, которые вы выявляете? Если да - то какая, если нет – то почему?

- Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственности за выявленные нарушения. Но мы не являемся органом, который расследует, возбуждает уголовные дела. Акты контрольных мероприятий направляются в правоохранительные органы и в зависимости от «тяжести» нарушения, в рамках их полномочий принимается решение о мере наказания.

- Были или нет случаи, когда возникали препятствия в посещении объекта проверки? Не секрет, что при прежнем руководстве было сорвано несколько проверок в результате отказа в предоставлении документов?

- Что касается препятствий в посещении объекта проверки, то таких случаев не было. А вот непредставление документов случалось. Как правило, это происходило тогда, когда документы в принципе отсутствовали – вот так «неаккуратно» велась работа. В таких случаях предпринимаются все возможные меры для восстановления документов. Закон позволяет нам обращаться в МВД и прокуратуру.

- Должным ли образом реагирует руководство округа и надзорные органы на результаты ваших проверок? Востребованы ли ваши заключения?

- Наша задача выявлять системные ошибки, а затем выдавать администрации и проверяемым объектам предметные рекомендации, как можно их устранить.

Во исполнение контрольных полномочий Собрания депутатов Озерского городского округа, по итогам проведенных проверок, я регулярно отчитываюсь на депутатских комиссиях. В 2014 году органами местного самоуправления, организациями реализовано 16 предложений по результатам наших контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Тесное взаимодействие, сотрудничество с исполнительной и законодательной ветвями власти дает эффект рационального использования муниципальных средств, их сохранности.

Кроме того, значительно усилилось наше взаимодействие с правоохранительными структурами. В 2014 году нами направлено в правоохранительные органы 16 материалов, по которым возбуждено 2 уголовных дела.

- Могут ли обычные граждане обратиться в КСП с просьбой проверить деятельность той или иной организации? Были ли прецеденты?

- Официальных, письменных обращений пока не было. Поступали отдельные звонки, жалобы. По каждому обращению мы, к сожалению, не можем проверять конкретные факты в связи с отсутствием полномочий. Но это не значит, что обращаться к нам не следует. Мы учтем информацию при проведении плановых проверок или направим в правоохранительные органы, если вопрос входит в сферу их компетенции.

- Где можно ознакомиться с результатами проводимых КСП проверок?

- С 2011 года на сайте органов местного самоуправления Озерского городского округа КСП размещает информацию о планах работы и материалы по итогам своей деятельности. Выписки из актов проверок публикуются по мере завершения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

- Каковы приоритетные направления деятельности КСП в 2015 году?

- Все направления деятельности КСП округа являются важными. Контрольно-счетная палата округа продолжит исполнять свои основные полномочия по контролю эффективного использования средств бюджета округа, соблюдением порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Организация надежного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и муниципального имущества – одно из важнейших условий для развития социально-экономической сферы округа. Но в тоже время деятельность КСП должна быть больше нацелена на предотвращение нарушений, а не на последующее их выявление.

Кроме того, в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продолжим осуществлять аудит в сфере закупок и исполнять переданные полномочия по контролю в этой сфере.

Возврат к списку