Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Мнение специалиста: ТОР – реальная перспектива

06.02.2015

Станет ли Озерский городской округ территорией опережающего социально-экономического развития или идея ТОР, которую задумали реализовать федеральные власти в ряде моногородов, так и останется лишь законодательным маневром?

Этот и другие вопросы на тему ТОР озерские СМИ задали Ольге Улановой, заместителю главы администрации Озерского городского округа:

- Наш разговор я хотела бы начать с предыстории рассматриваемого вопроса. В России еще в 1991 году был принят закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», вводивший термин «свободные экономические зоны» (СЭЗ), в рамках которых иностранные инвесторы получали ряд льгот в виде упрощенной регистрации, пониженного налогообложения, долгосрочной аренды с пониженной оплатой, пониженных таможенных пошлин и безвизового режима. Но данный закон по ряду причин реализован не был.

С 1996 года в России начали создаваться «особые экономические зоны» (ОЭЗ): первая появилась в Калининградской области, в 1999 году вторую создали в Магаданской области сроком до 31 декабря 2014 года (успехов не зафиксировано). В том же году был разработан законопроект «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», судьба его неизвестна.

в 2011 году был принят Федеральный закон «О зонах территориального развития в Российской Федерации». Закон ввел термин «зона территориального развития» (ЗТР), под которым понимается «часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки». Для управления ЗТР предусматривается создание администрации. Меры господдержки резидентам в данном законе скромнее, чем в законе 1991 года. Перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание зон территориального развития утверждается Постановлением Правительства РФ. На сегодняшний день ЗТР созданы на территории 20 регионов (в указанный перечень вошли, в частности, Ивановская, Курганская и Магаданская области, Камчатский и Приморский края, а также республики Алтай, Бурятия, Тыва, республики ЮФО и СКФО и Еврейская автономная область).

В послании Федеральному собранию в 2013 году Президент РФ объявил развитие Сибири и Дальнего Востока абсолютным приоритетом и предложил создать территории опережающего развития в Восточной Сибири (включая Красноярский край и Хакасию) и на Дальнем Востоке. И уже 20 марта 2014 года Минвостокразвития представило в Правительстве проект закона о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке. В процессе подготовки данного закона специалисты Минвостокразвития обследовали около 400 площадок, где проанализировали инфраструктуру, местоположение и наличие трудовых ресурсов. Исходя из этих критериев министерство предложило 23 наиболее подготовленные площадки для создания территорий опережающего развития (ТОР) в девяти субъектах Дальнего Востока. При создании таких зон и разработке законопроекта был учтен опыт деятельности наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Южная Корея, Китай, Сингапур.

В государственную Думу законопроект был внесен 15 октября 2014 года. 04 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию предложил распространить режим ТОР «на новые проекты в ряде моногородов, в тех моногородах страны, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная». 23 декабря 2014 годаФедеральный закон №473 –ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"был принят Государственной Думой, спустя два дня - 25 декабря 2014 года - одобрен Советом Федерации, 29 декабря 2014 года подписан Президентом РФ.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (30 марта 2015 г.).

- Объясните, что кроется в понятии «Территория опережающего социально-экономического развития»?

- Под территорией опережающего социально-экономического развития (ТОР) понимается часть территории субъекта федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОР создается на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок ее существования может быть продлен.

Федеральным законом определяются порядок создания и прекращения существования ТОР, порядок управления, меры по созданию и развитию, правовое положение резидентов и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории, а также особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно.

- Кто будет реализовывать закон о ТОР на местах?

- Каждой территорией будет заниматься специальная управляющая компания. Она должна будет создать там инфраструктуру и обеспечить предоставление юридических, бухгалтерских, таможенных и иных услуг.

По аналогии с ОЭЗ и ЗТР практически все полномочия по ТОР отнесены на федеральный уровень, в том числе, и создание управляющей компании. По Дальнему Востоку она определена – это Минвостокразвитие, для городов системы ЗАТО – пока нет.

- Какова роль органов местного самоуправления в данном случае?

- Она прописана в главе 9 соответствующего Федерального закона: ОМС могут принимать решения только в рамках своих полномочий – например, определять льготы по арендной плате за землю.

- Кто может стать резидентом ТОР?

- Резидентами территории могут быть ИП, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме унитарных предприятий), заключившие соглашение об осуществлении деятельности на территории и включенные в реестр резидентов. Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, резидентами быть не могут. Резиденты не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории.

Бизнесмены, желающие получить статус резидента территории, должны будут заключить специальное соглашение с властями. После этого на них распространятся особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса.

- Каковы преференции для резидентов ТОР?

- Резидентам ТОР (бизнесу, удовлетворяющему установленным критериям, в том числе, по сумме инвестиций и видам экономической деятельности для конкретного ТОР, и получившему статус резидента) будут предоставлены следующие льготные условия ведения предпринимательской деятельности: особый режим землепользования; льготы по налогам и страховым платежам; особый режим государственного и муниципального контроля (надзора); льготное подключение к объектам инфраструктуры; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; упрощенный порядок привлечения квалифицированного иностранного персонала.

Для резидентов ТОР предусмотрены:

- право на возмещение налога на добавленную стоимость в "заявительном" порядке;

- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций: нулевая ставка налога, уплачиваемая в федеральный бюджет (вместо стандартных 2%) в течение первых пяти лет начиная с года получения первой прибыли; пониженная ставка налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ (вместо стандартных 18%), а именно: ставка не выше 5% в течение первых пяти лет начиная с года получения первой прибыли и затем не более 10% в течение последующих пяти лет.

Если прибыль получена не была в течение трех лет, то сроки применения пониженных ставок исчисляются, начиная с четвертого года после получения статуса резидента ТОР. Также, после утраты статуса резидента право на применение пониженных ставок налога теряется. Применение пониженных ставок предполагает ведение раздельного учета доходов для целей налогообложения;

- коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), принимается равным нулю до начала применения льготных ставок по налогу на прибыль;

- применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей-резидентов ТОР (7,6% вместо стандартных 30%).

- Когда обсуждаемый закон начнет действовать в отношении нашего округа?

- Согласно Федеральному закону, ТОР создаются в порядке, установленном Правительством РФ, на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы ТОР в соответствии с настоящим ФЗ.

Такой перечень Правительством РФ утвержден (Распоряжение от 29 июля 2014 года №1398-р). Данным перечнем предусмотрены три категории моногородов – для каждой из них предусмотрены свои сроки. Если мы будем смотреть ст. 35 настоящего ФЗ, т.е. переходные положения (когда вступает в силу закон), то становится очевидным, что в течение трех лет со дня вступления в законную силу настоящего ФЗ (31 марта 2015 года) ТОР могут создаваться на территории субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Это первая категория моногородов, в нее Озерский городской округ не входит. Мы включены во вторую категорию, как Железногорск, Заречный и Зеленогорск – это монопрофильные муниципальные образования РФ, где есть риски ухудшения социально-экономического положения. Наши соседи – Трехгорный и Снежинск - включены в третью категорию моногородов с устойчивым развитием. Другими словами, в ситуации, которую нам предлагает данный ФЗ, Озерский городской округ можем претендовать на создание ТОР только через три года.

Мы имеем информацию о том, что ГК «Росатом» заинтересован в том, чтобы все десять ЗАТО вошли в перечень моногородов, на которые распространяется ФЗ, также проводятся необходимые консультации для того, чтобы сдвинуть сроки.

- На ваш взгляд, насколько закон о ТОР может быть полезен нашей территории: есть ли потенциальные резиденты (внутренние, внешние)?

- Нужно реально оценивать ресурсы. Например, в Челябинской области был создан индустриальный парк в поселке Малая Сосновка: на текущую дату ведется активная работа по поиску инвесторов. Что касается Озерского городского округа, если мы возьмем в виде идеи индустриальный парк в Новогорном – у нас уже есть девять потенциальных резидентов. Чтобы получить субсидии на создание индустриального парка, мы работаем по двум направлениям – с Минэкономразвитием РФ и с Минпромторгом РФ. И везде задают вопрос: у вас реальные участники? Да, реальные, причем наши, озерские предприятия (проверяйте, можем дать их координаты) - не пустое наполнение. Думаю, что и ТОР для Озерского городского округа станет вполне живым, актуальным проектом.

Возврат к списку