Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная 
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов sobranie@ozerskadm.ru

Озерск на пороге стратегии

28.02.2014

Приоритетной задачей, стоящей сегодня перед органами местного самоуправления, глава округа Александр Калинин считает разработку и утверждение долгосрочной стратегии развития Озерского городского округа. Новый документ должен быть рабочим, стать руководством к понятным решительным действиям с четким результатом в конце.

В последние годы закрытые города рискуют окончательно сравняться с остальными муниципалитетами, а по некоторым направления и вовсе безнадежно отстать в развитии. При таком развитии ситуации преимущества жизни в рамках охраняемой территории исчезнут окончательно. Предотвращение этого процесса – задача, решить которой муниципальной власти, сильно ограниченной в полномочиях и ресурсах, не по силам. Именно поэтому стратегия развития округа должна соответствовать федеральной политике в отношении ЗАТО, стратегии развития региона, а также ситуации, в которой живет и развивается градообразующее предприятие – ФГУП «ПО «Маяк» госкорпорации «Росатом».

Понимая всю сложность и значимость процесса разработки документа, руководством округа было принято решение провести предварительные исследования, которые для органов местного самоуправления подготовили специалисты Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН. Эксперты с помощью научного инструментария зафиксировали тенденции, сложившиеся в Озерске в период с 2005 по 2013 годы, систематизировали исходные данные для определения основных направлений стратегии развития, провели SWOT-анализ территории - динамика социально-экономического развития нашла отражение в анализе сильных и слабых сторон муниципалитета, его благоприятных возможностей и угроз.

Результаты работы ученые представили на прошлой неделе. Следует оговориться, некоторые выводы, сделанные специалистами, вполне очевидны для тех, кто следит за социально-экономическим развитием муниципалитета. Но отдельные результаты интересны и новы, особенно в сравнении с общерегиональной динамикой и результатами развития других городов.

В промышленной динамике с 2008 года наблюдается одновременно значительный рост объемов реализации продукции основных производств и в тоже время снижение объемов реализации в отраслях производственной инфраструктуры – производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. С одной стороны, это говорит о наличии серьезных инфраструктурных резервов для развития, с другой – об удорожании стоимости продукции. Динамика сальдированного финансового результата и динамика инвестиций в экономике Озерска значительно выше, чем в среднем по Челябинской области. Понятно, что подобный результат определяется деятельностью «ФГУП «ПО «Маяк». Интересно также, что кризис 2008-2010 годов почти не отразился на производственной сфере.

Другой вывод экспертов касается занятости населения. В Озерске наблюдается демографическая тенденция к снижению численности населения (от 102,2% в 2005г. до 92,3% в 2012) при одновременном росте занятого населения. Таким образом, налицо «ножницы», разнонаправленная динамика общей численности, которая рано или поздно скажется и на промышленном развитии округа. Из-за проблемы ограниченности трудовых ресурсов появляются сложности для привлечения в округ дополнительных инвестиций, что существенно влияет на возможность дальнейшего экономического роста. Кроме того, возрастают требования к эффективности использования трудовых ресурсов ЗАТО.

Один из главных результатов экономического роста – увеличение заработной платы на градообразующем предприятии – во многом нивелируется на уровне муниципалитета в целом. Тем не менее, уровень средней заработной платы в Озерске выше среднеобластных значений. Но и этот отрыв в последние годы сокращается.

Еще один вывод экспертов: развитие городской социальной сферы Озерска не соответствует уровню промышленного роста последних лет. Наблюдается лишь сравнительно невысокая положительная динамика социальных показателей. Рост розничного товарооборота и объема платных услуг населению отстает от роста заработной платы. Фактически это говорит о том, что имеет место неудовлетворенный платежеспособный спрос и вывоз денежных средств населения из округа. Вывод очевиден – для привлекательности и комфортности социума Озерска как закрытой территории текущего состояния социальной сферы недостаточно. Необходимо развитие рыночной среды, столь важной для благополучия социума в ЗАТО, конкурентных рынков: товаров, услуг и особенно - жилья.

Рост доходов бюджета в округе также замедляется. По этому уровню Озерск является одним из худших в регионе. И это при том, что динамика собственных доходов бюджета лучше, чем в большинстве других городских округов области. В чем же дело? В том, что основная масса прирастающих налоговых сборов (прежде всего, налог на прибыль) уходит в областной бюджет, никак не влияя на рост субсидий и субвенций, поступающих в бюджет Озерска. Наиболее резкое сокращение отмечается в период с 2010 года. Фактически, инфраструктура и социальная сфера округа остаются в стороне от того экономического роста и финансового результата, который дает территория. При этом, кстати, нужно упомянуть, что уровень бюджетной обеспеченности в Снежинске и Трехгорном существенно выше.

Руководство округа понимает, что работоспособная стратегия округа - тот инструмент, который позволит муниципалитету четко представлять путь и методы решения накопившихся проблем. Откладывать на завтра ее разработку недопустимо, но и торопиться – нельзя. Озерску необходим научно-обоснованный документ, в разработке которого примут непосредственное участие градообразующее предприятие, жители города, представители бизнеса, общественные организации и экспертное сообщество.

Разработка стратегии начнется после проведения конкурсных процедур по определению исполнителя. Утверждать документ будет координационный Совет по разработке стратегии, в который войдут руководители округа и градообразующего предприятия, директора филиалов высших учебных заведений, а также представители ведущих общественных организаций муниципалитета. Помимо этого, продолжит свою деятельность рабочая группа. В состав которой входят представители экспертного сообщества, заинтересованная общественность. Задача группы – систематизация и обобщение предложений в стратегию, поступающих от жителей округа, подготовка для координационного Совета анализа целесообразности тех или иных экономических сценариев и конкретных проектов.

P.S.

С результатами исследования специалистов Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН можно ознакомиться здесь.

Прикрепленные документы:

  • Отчет о научно-исследовательской работе (скачать)
  • Презентация "Озерский городской округ: ключевые проблемы и политика развития" (скачать)

Возврат к списку