Уникален формат фестиваля – в течение одного дня в нём приняли участие актёрские труппы четырёх областных театров: Камерного театра (г. Челябинск), Нового художественного театра (г. Челябинск), Театра драмы им. Н. Орлова (г. Челябинск) и Театра драмы и комедии «Наш дом» (г. Озёрск). С 11-00 до 22-00 были показаны 5 эскизов спектаклей европейских и отечественных драматургов XX-XXI в.в.: М. фон Майенбурга, Ж.-К. Грюмбера, А. Сарамоновича, В. Сигарева и Я. Пулинович. Режиссёры спектаклей – О. Хапов, Е. Генфельд, художественный руководитель челябинского Центра современной драматургии Е. Ланцов и Д. Фоминых. Участие молодого, но уже очень известного и необычайно талантливого драматурга, ученицы Н. Коляды Ярославы Пулинович стало эксклюзивной особенностью семинара.
Театральный марафон открыл театральный критик, представитель Союза театральных деятелей Владимир Спешков; он рассказал о программе семинара и подчеркнул, что основное предназначение современного театра – говорить о современной жизни, о нравственных проблемах современного человека.
Его слова были полностью подтверждены каждой показанной пьесой. В драматической, трагедийной, ироничной или юмористической форме, в этот день была воплощена конфликтная острота противоречий сегодняшнего дня, проблемы взаимопонимания поколений, самовыражения, национальной толерантности, совести, веры…
В пьесах М. фон Майенбурга («Камень») и Ж.-К. Грюмбера «К тебе, земля обетованная») пронзительно прозвучали темы нацизма и антисемитизма, оставивших неизгладимый болезненный след в душах послевоенных поколений. Отмечу, что пьеса М. фон Майенбурга «Камень», которую увидели 27 июня озёрские зрители, была написана всего 3 года назад для немецкого театра «Шаубюне», где М. фон Майенбург работает драматургом и штатным автором, и обладает богатой и успешной постановочной судьбой.
Феерическая, поражающая полётом фантазии, свежестью мысли и содержательной «многослойностью», пьеса Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой» была прочитана автором при содействии режиссёров и актёров Челябинских театров в атмосфере игры и абсолютной импровизации, которые только добавили обаяния и искренности этой прелестной притче.
Театральный день завершился драматической пьесой молодого драматурга В. Сигарева «Алексей Каренин», показанной актёрами театра «Наш дом» (режиссёр Д. Фоминых). Знакомая со школьных времён история – и новые акценты, острая драма человека, внутренний мир которого разрушается на фоне разрушения его семьи, дома, привычных устоев жизни. Обращение молодого драматурга к художественному произведению XIX века как к источнику размышлений и новой драматической канвы – это выражение вневременной актуальности «человеческой истории» бессмертного романа Л.Н. Толстого. Современная, если не сказать – злободневная – пьеса вдохновила на дискуссии и размышления о героях, проживших перед зрителем в течение краткого часа целую жизнь.
Театр как жизнь, театр как катарсис, театр как диалог – в этот день он был по-особенному трепетным, многоликим и близким к своему зрителю! Каждый спектакль завершался совместным обсуждением увиденного; пьесы показывались в малом и большом зале, где зрители размещались прямо на сцене – в сакральном пространстве театрального действа. После первой пьесы М. фон Майенбурга прозвучал вопрос, сможет ли она стать репертуарным спектаклем в озёрском театре. В качестве ответа критик В. Спешков напомнил опыт челябинского Театра оперы и балета им. М.И. Глинки, поставившего сложнейшую оперу Р. Вагнера «Лоэнгрин» на немецком языке. Руководители театра были весьма обеспокоены тем, что на такой спектакль никто не придёт; однако на протяжении всей истории этой постановки насладиться «оригинальным» звучанием романтического «Лоэнгрина» собирались полные залы. «Если со зрителем говорить серьёзно – он обязательно откликнется», - уверен критик.
63-ий сезон озёрского драматического театра завершён ярким и впечатляющим событием. Новый сезон ожидаем с надеждой на новые театральные встречи, незабываемые впечатления и на продолжение серьёзного диалога Актёра и Зрителя.