Прошедший год стал первым для избранных в марте 2010 года органов местного самоуправления. Озерчане почувствовали: в городском округе появилась власть, крепкая и надежная. А что ждет нас в будущем году? Об этом рассказывает глава Озерского городского округа Александр Калинин.
- Александр Алексеевич, с чего начался этот год?
- Начало этого года стало логичным продолжением года предыдущего. Одним из приоритетных направлений является подготовка базы для вхождения в как можно большее количество федеральных и региональных программ. Сразу же по окончании рождественских каникул, 13-14 января, мы вместе с заместителем главы администрации Сергеем Васильевичем Свининым побывали в Москве, в Министерстве регионального развития. В центре внимания стоял вопрос вхождения Озёрского городского округа в программу моногородов. Цель программы – снижение зависимости от градообразующего предприятия, управление рисками, характерными для жизнедеятельности моногородов. А это обеспечение занятости населения, высвобождаемого с ПО «Маяк», создание новых производств с высокой добавленной стоимостью и новых альтернативных инновационных видов деятельности.
Для того, чтобы принять участие в программе, необходима разработка и реализация Комплексных инвестиционных планов (КИП) модернизации монопрофильных городов. На практике КИП дает возможность осуществить реальную модернизацию экономики городского округа, достичь долгосрочной социально-экономической устойчивости в его развитии, обеспечить рациональную занятость населения.
В Минрегионразвития мы провели консультации по разработанному КИП Озерского городского округа, уточнили позиции. Проведены встречи с финансистами, со специалистами госкорпорации «Росатом» и Представительства Челябинской области в Москве. Получены согласования в Правительстве Челябинской области. В ближайшем будущем нам предстоит защита своего плана. Понятно, что Озерский городской округ, как ЗАТО, находится в более выгодном положении, чем иные моногорода России. Однако надежда на вхождение в программу развития моногородов у нас есть. Тем более, сенатор Константин Цыбко обещал нам всемерную поддержку в этом направлении.
- Программа моногородов, надо полагать, не единственная, в которой Озёрск сможет принять участие?
- Не единственная. Мы приняли участие в программе замены автобусного парка. При поддержке федерации и области было закуплено три автобуса. В этом году будем снова подавать документы на участие в программе. Большое значение придаем вхождению городского округа в программу капитальных ремонтов многоквартирных домов. Для этого, как помнят озерчане, необходимо выполнить ряд условий, в частности, создать в муниципальном образовании определенный процент товариществ собственников жилья. Сейчас выполняем все необходимые требования, ведь ремонт многоквартирных домов у нас не осуществлялся достаточно давно.
- Каковы политические задачи в наступившем году?
- 2011 год проходит под знаком выборов в Государственную Думу Российской Федерации, которые состоятся в декабре. Наша задача состоит в том, чтобы жители городского округа приняли самое активное участие в этом мероприятии. Выбирая депутатов Государственной Думы, мы определяем вектор развития страны на последующие пять лет. Это очень ответственно, и поэтому у каждого гражданина отношение к выборам должно быть самым серьезным. Кроме того, избирателям, проживающим на территории избирательного округа №20, предстоит на довыборах выбрать своего депутата в Собрание депутатов.
- Сейчас много говорится об очередном повышении тарифов. Что ожидает озерчан в этом плане?
- Действительно, каждый год начинается с того, что тарифы ползут вверх. Не является исключением и нынешний. Однако это реалии нашей жизни, на которые мы никак повлиять не можем. Экономика диктует свои требования, и муниципалитеты вынуждены подчиняться. Что касается тех тарифов, которые находятся в ведении местной власти, то их также пришлось несколько повысить. Мы понимаем, что это непопулярная мера, но по-другому поступить нет возможности. Такова экономическая целесообразность. Чтобы обеспечивать жизнедеятельность городского округа, органы местного самоуправления не имеют права и дальше заниматься популизмом, теряя бюджетные деньги. Нужд очень много, а средства весьма ограничены. Тем более, в городском округе начались серьезные преобразования. Поэтому необходимо относиться к этому вопросу с пониманием.
В настоящее время председателем правительства Владимиром Путиным и губернатором Михаилом Юревичем поставлена задача не допустить роста тарифов более чем на пятнадцать процентов. Мы направим все силы, чтобы рост тарифов был разумным и обоснованным. Хочу, чтобы это четко поняли все управляющие компании.
- Есть ли подвижки с ситуацией в ЖКХ?
- Проблемы в ЖКХ, которые достались нам в наследство от предшественников, по-прежнему стоят остро. Задолженность перед ресурсоснабжающими организациями продолжает сохраняться. Управляющие организации не стремятся перечислять энергетикам средства, которые жители городского округа оплачивают за энергоресурсы. Органы местного самоуправления используют все возможные рычаги для разрешения этой ситуации. Это и переговоры с поставщиками, и создание альтернативных управляющих организаций, и другие. Я подчеркиваю: все деньги должны перечисляться по адресу и в срок. В противном случае, это станет объектом разбирательства со стороны правоохранительных органов. Ни у кого не должно быть сомнений: мы продолжим добиваться полной прозрачности рынка ЖКХ.
Очень важно то, что руководство городского округа уделяет пристальное внимание территориальному общественному самоуправлению (ТОС), поддерживает комитеты ТОС, как форму самоорганизации граждан по месту жительства. Совсем недавно прошла I городская конференция территориального общественного самоуправления. В планах проведение II конференции, которая будет посвящена теме управляющих компаний (УК), взаимодействия с ними собственников жилья, контроля УК со стороны населения. Важно понимать, что без участия собственников проблему задолженности решить очень сложно. Поэтому я призываю жителей городского округа активнее подключаться к данным процессам и требовать ликвидации задолженности от своих управляющих компаний.
Кроме того, у нас есть определенные проблемы с выбором поставщика тепла. Как известно, Уральская теплосетевая компания ушла с рынка городского округа. Сейчас идет поиск теплоснабжающей организации. Переговоры проходят непросто, и существуют разные варианты. Однако хочу подчеркнуть: на жителях округа эта проблема не скажется, тепло будет поступать в полном объеме.
- Рассматривается ли начатое в прошлом году благоустройство задачей на нынешний год?
- Благоустройство территории городского округа в самом широком смысле – это долгосрочный проект. Здесь речь идет и о ремонте дорожной сети, и об уборке улиц и дворов, и о строительстве и ремонте детских и спортивных площадок, и об озеленении. В прошлом году в городском округе приступили к ремонтам дорог, облагораживанию городского пруда, реконструирована первая очередь набережной в начале проспекта Ленина, начались масштабные работы по озеленению, построены два детских городка. Безусловно, все начатое нами в прошлом году получит продолжение и в этом.
Расскажу еще об одном нововведении. Впервые в истории принято решение, по которому каждому депутату Собрания будет выделено по 300 тысяч рублей на проекты благоустройства в их избирательных округах. В рамках этих сумм уже в этом году можно будет решить первостепенные задачи микрорайонов. Надо отметить, что выделение средств не является разовым вливанием, разрабатывается долгосрочная программа благоустройства дворовых территорий.
- Известно, что по инициативе руководства Озерского городского округа и сенатора Константина Цыбко состоялась проверка финансовой деятельности предыдущей администрации. Каковы ее результаты?
- С самых первых дней работы вновь избранные органы местного самоуправления столкнулись с очень непростой ситуацией. Многие муниципальные предприятия просто лежали на боку. В результате, как известно, городской округ потерял муниципальное предприятие «Озерскнефть». В сложном положении находился ММПКХ, но благодаря грамотному менеджменту и поддержке муниципалитета ситуация выправляется. Идет планомерная работа по нормализации деятельности телерадиокомпании «Иртяш».
В некоторых МУП проведены кадровые перестановки и руководители стремятся выровнять и стабилизировать ситуацию, чтобы спасти предприятия. Поэтому одним из первых моих постановлений на посту главы Озерского городского округа стало постановление о создании межведомственной комиссии в целях выявления и оценки причин и условий, свидетельствующих о доведении отдельных унитарных предприятий Озерского городского округа до банкротства или предбанкротного состояния. Кстати, по предложению комиссии внедрена система выявления признаков угрозы банкротства.
Упомянутая аудиторская проверка стала логическим продолжением работы, начатой еще в апреле 2010 года. Теперь, после ее завершения, стало очевидно, что выявленным фактам оценку должны давать правоохранительные органы. Например, продаже контрольного пакета акций Южноуральского спиртоводочного завода за 5300 рублей. Какой была подоплека у этой и других комбинаций, предстоит выяснить правоохранительным органам: результаты аудиторской проверки за период с 2000 по 2010 годы направлены в областную прокуратуру.
Сейчас общественность обсуждает назначение экс-главы Сергея Чернышева директором агентства инвестиций и развития Челябинской области. Некоторые даже просят дать оценку этому назначению. Но агентство - это частная организация, которая самостоятельно решает свои кадровые проблемы, поэтому комментарии здесь излишни.
Я хочу подчеркнуть: ни администрация округа, ни Правительство области, которое поспешили объявить соучредителем упомянутого агентства, не имеют к нему никакого отношения.
- Озерский городской округ в последние годы находился в центре внимания в связи с противостоянием ветвей власти. В настоящее время заявлено формирование позитивного имиджа муниципального образования, что совпадает и с задачами губернатора по формированию нового имиджа Челябинской области. Что делается для решения этой задачи в нашем городе?
- Озерский городской округ всегда считался территорией с высоким интеллектуальным и производственным потенциалом. И сейчас наши предприятия известны далеко за пределами города и даже Челябинской области. Уже своей успешной работой они создают округу новый имидж. Создание новых предприятий с внедрением инновационных видов деятельности позволит нам выглядеть очень привлекательно. Это одно из направлений.
Я уверен, что дальнейшая глубокая интеграция нашей территории в Челябинскую область, открытость органов местного самоуправления тоже повлияют на формирование положительного имиджа Озерского городского округа. В прошлом году по приглашению первых руководителей муниципального образования состоялся тур журналистов по Озерску. Представители СМИ Уральского федерального округа и Челябинской области имели возможность посетить градообразующее предприятие, ознакомиться с достопримечательностями Озерска. Знакомство журналистов с нашим городом получило освещение в печатных и электронных СМИ, что могло способствовать изменению общественного мнения в отношении Озерска в лучшую сторону.
Важно отметить, что нами учреждена специальная рабочая группа по разработке стратегии формирования позитивного имиджа Озёрского городского округа. Разрабатывается целый комплекс мероприятий, которые будут осуществляться на постоянной основе. Мы понимаем, что разработка и поддержание позитивного имиджа – сложный и долгосрочный процесс, которым нужно заниматься системно. Старт работе дан, а курировать ее я буду лично.
- Возглавляемое Вами общественное движение «За возрождение Озерска» инициировало продвижение законопроекта, защищающего права ликвидаторов аварии 1957 года на ПО «Маяк». Что можно сказать о прохождении законопроекта?
- В конце 2010 года Государственная Дума приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Согласно принятым изменениям, был увеличен размер компенсаций для граждан, проживавших на загрязненной территории. Важным положительным итогом стало то, что в принятый вариант законопроекта вошли поправки, в соответствии с которыми детям первого и второго поколений, страдающим заболеваниями вследствие аварии и сбросов, дается право на получение мер социальной поддержки.
Важно подчеркнуть следущее. Именно инициатива общественного движения вызвала новый виток обсуждений, дала новый старт общественной дискуссии, которая привела и еще приведет к политическим решениям на самом высоком уровне. Да, далеко не все поправки, которые предлагались нами, вошли в конечный вариант законопроекта. Таково было решение Правительства РФ, где закон проходил экспертизу. За эти поправки боролись и мы, и Законодательное Собрание, и Министерство социальных отношений Челябинской области. Однако в итоге их не одобрили, хотя ряд депутатов Госдумы поддерживали нашу инициативу. Я подчеркиваю: вместе с нашими общественными организациями и Законодательным Собранием области будем и дальше отстаивать права наших ликвидаторов.
- Какова судьба Генерального плана Озерска?
- В конце ноября состоялось совещание по проекту Генерального плана, в котором приняли участие депутаты, представители администрации, члены Общественной и Общественной молодежной палат. В ближайшее время он будет вынесен на утверждение Собрания депутатов. Я думаю, что депутаты утвердят данный документ, поскольку оттягивать его принятие дальше мы просто не имеем права. Город должен развиваться, строиться. Последующие коррективы Генплана (а их необходимость, скорее всего, возникнет) мы намерены выносить на обсуждение жителей Озерска, уважая их право на участие в местном самоуправлении.
Возврат к списку