В «Конкретной газете» №16 от 21 октября 2010 года опубликовано письмо жительницы города Н.В. Исаковой о том, что МУП «УАТ» намерено закрыть железнодорожные билетные кассы. Далее приводится ряд неудобств, которые грозят жителям города в связи с этим обстоятельством. Такое же письмо поступило и в Собрание депутатов. Для того, чтобы выяснить причины, побуждающие руководство муниципального предприятия сделать этот шаг, на заседание профильной комиссии Собрания депутатов по регламенту и местному самоуправлению были приглашены главный инженер УАТ Александр Лазуткин, в настоящее время исполняющий обязанности начальника, и заместитель начальника Эдуард Шовкун.
Причин для закрытия касс, как следует из пояснений руководителей УАТ, несколько, и их нельзя признать малозначащими. Во-первых, продажа авиа и железнодорожных билетов не является профильной деятельностью автотранспортного предприятия. Когда-то, в далекие советские годы, было принято решение передать этот вид деятельности транспортникам, видимо, потому что и в одном, и в другом случае речь шла о транспорте. С тех пор так и повелось. Однако в настоящее время законодательство предъявляет к муниципальным предприятиям совсем иные требования.
Во-вторых, в городе работает по меньшей мере полтора десятка предприятий, торгующих авиа и железнодорожными билетами по всем направлениям. Это и туристические агентства, и специализированные фирмы. Они расположены в удобных для горожан местах в самых разных точках Озерска, оказывают весь комплекс услуг, который полагается в этом случае, и по ценам сопоставимы с кассами УАТ. Более того, здесь ведется продажа электронных билетов, а в муниципальных кассах такая услуга отсутствует. О том, что процесс ликвидации билетных ж/д касс УАТ должен пройти безболезненно, свидетельствует и тот факт, что летом закрылись муниципальные авиакассы. Никаких жалоб по этому случаю не поступило.
Третья причина заключается в том, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), пользуясь положением монополиста, ставит своих контрагентов буквально в кабальные условия. Так, например, УАТ не получает от РЖД за продажу билетов ни копейки, хотя в этом случае принята практика агентского вознаграждения. Инкассация происходит тоже за счет УАТ. В течение года три или четыре раза меняются требования РЖД к оформлению документов. Для этого необходима установка нового программного обеспечения, перенастройка компьютеров и прочее. Все это в финансовом смысле ложится на плечи муниципального предприятия, поскольку железнодорожники затрат не возмещают.
- Получается, - говорит Александр Александрович, - мы продаем эти билеты на общественных началах. Кроме того, РЖД требует, чтобы у них на счете в обязательном порядке лежала месячная выручка, а это 350-400 тысяч рублей. У предприятия и без того сложная жизнь, мы вынуждены постоянно кредитоваться, а тут ежемесячно из оборота изымается почти полмиллиона рублей. Мы себе такого позволить не можем.
- Скажите, - задала вопрос председатель комиссии Валентина Сылько, - почему для бизнес-структур эта сфера деятельности является прибыльной, а муниципальное предприятие несет убытки?
На этот вопрос ответил Эдуард Шовкун:
- Здесь все очень просто. Любое турагентство или специализированная фирма по продаже билетов находится на упрощенной системе налогообложения. Это предприятия малого бизнеса, пользующиеся поддержкой. УАТ, как структура крупная, таких преференций лишено, и наше налоговое бремя просто несопоставимо с нагрузкой на малый бизнес.
- Отмечу еще, - продолжил Эдуард Анатольевич, - что к автовокзалам сейчас предъявляются вполне определенные требования. Например, наш междугородний автовокзал обязательно должен иметь комнату матери и ребенка, камеру хранения и еще ряд специализированных помещений. Никого не волнует, что город является «закрытым» - нормативы по таким признакам населенные пункты не делят. Поэтому необходимо приводить здание к стандарту и изыскивать требующиеся помещения. Закрывая убыточный вид деятельности, мы решаем и эту задачу.
Учитывая слабую информированность жителей о пунктах продажи авиа и железнодорожных билетов, руководители МУП «УАТ» заверили, что обязательно опубликуют перечень этих организаций, а в здании автовокзала будет размещен информационный щит. Также Эдуард Шовкун порекомендовал отделу развития промышленности и потребительского рынка администрации озаботиться информированием граждан о местах продажи билетов и делать это регулярно хотя бы в течение первых месяцев после закрытия муниципальных касс.
Возврат к списку