В последние годы вопросы жилищно-коммунальной сферы входят в число самых актуальных для большинства озерчан. У собственников редко хватает времени и знаний для того, чтобы отстаивать свои интересы в спорах с управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями. Для оказания помощи жителям в решении проблем жилищно-коммунального комплекса, для выстраивания конструктивных отношений в данной сфере в Озерске функционирует Управление ЖКХ администрации Озерского городского округа.
Мы говорили с руководителем Управления Александром Каюриным о том, как заставить управляющую компанию выполнять свои обязанности и в каких случаях у жителей есть законные основания для неоплаты предъявляемых счетов.
- Александр Михайлович, не секрет, что отдельные управляющие компании игнорируют свои обязанности, не забывая при этом исправно собирать квартплату. Реально ли наказать такие компании рублем?
- Реально. Действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности для управляющих компаний: уголовная, административная и гражданско-правовая. Мы будем говорить о последних двух. В КоАП есть ряд статей, предусматривающих ответственность управляющих организаций. К примеру, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов УК грозит штраф от 40 до 50 тысяч рублей (ст. 7.22 КоАП РФ). Немного «дешевле» может обойтись нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений – от 10 до 20 тысяч рублей (ст. 6.4 КоАП РФ). Нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации могут повлечь за собой наложение на УК штрафа в размере от 250 до 300 тысяч рублей (ст. 7.23.1 КоАП РФ).
- Как должен действовать собственник, который считает, что управляющая компания должна быть привлечена к административной ответственности?
- Если говорить, например, о ненадлежащем содержании и ремонте, то для начала следует изучить перечень работ, который обязана выполнять ваша управляющая компания. Объем обязанностей, требования к качеству и периодичности выполнения работ указываются в договоре управления. Если у вас нет договора управления – следует запросить его в УК. Если договор имеется, но в нем отсутствует перечень работ, жители определяют регламент для своей УК в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», от 03.04.2013г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Следующий этап – подача заявления с указанием на факт нарушения и требованием об его устранении в управляющую компанию. Срок подготовки ответа для УК установлен действующим законодательством в диапазоне от 2 до 20 дней – в зависимости от типа поданного заявления. Одновременно следует направить письменное обращение в государственную жилищную инспекцию по адресу: г. Кыштым, ул. Ветеранов, 1, телефон: +7 (35151) 2-01-66. Ваше письмо будет являться основанием для проведения выездной проверки по изложенным фактам и привлечения компании к административной ответственности.
Указанная последовательность действий применима для привлечения управляющей компании к административной ответственности и по другим основаниям.
- Немногие жители стремятся привлекать управляющие компании к административной ответственности, предусматривающей наказание в виде штрафов, поскольку единственный источник доходов УК – собираемая с жителей плата за услуги. Есть ли другие рычаги воздействия?
- Самая распространенная практика - это привлечение управляющих компаний к гражданско-правовой ответственности. Закон предусматривает право жителей не оплачивать неполученные ими коммунальные и жилищные услуги, а также услуги ненадлежащего качества. С одной стороны, порядок действий жителей прост: первый шаг – письмо в управляющую компанию, второй – комиссионное обследование и актирование. С другой стороны – потенциальный виновник будет всячески стараться уклониться от ответственности, поэтому мы рекомендуем жильцам обращаться в Управление ЖКХ за методической помощью. В ряде случаев специалисты также могут участвовать в составлении актов.
- Александр Михайлович, давайте поговорим о конкретных ситуациях. В данный момент чаще всего подвергается критике качество горячей воды. В каких случаях за некачественный ресурс можно не платить?
- В случаях документально зафиксированного, подтвержденного факта отсутствия ресурса или же его ненадлежащего качества. Для получения соответствующего акта жильцу необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании. Специалисты обязаны приехать к вам, зафиксировать факт подачи некачественного ресурса или же его отсутствия, составить акт. На основании данного документа гражданин имеет право написать заявление на перерасчет и не оплачивать некачественную услугу вплоть до устранения причины неполадок.
- Как быть, если не предоставляются жилищные услуги?
- В таких случаях действует та же схема, что и с коммунальными услугами. С той лишь разницей, что акты могут составлять сами жители дома. Документ обязательно должен содержать фотографии, подтверждающие факт предоставления некачественной услуги. Подписать акт должны жители дома. Чем больше собрано подписей, тем лучше.
- Составив такой акт, жители получают право не платить по тарифу «текущий ремонт и обслуживание жилья»?
- Все не так просто. Собственники не обязаны оплачивать только ту часть тарифа, услуги по которой не оказываются. Если мы видим, что дворы не окашиваются, мусор не вывозится, подъезды не моются, лифты не работают и далее по списку, после фиксации данных фактов, мы имеем право не оплачивать эти жилищные услуги. Но только после безрезультатного обращения в свою управляющую компанию с требованиями выполнить возложенные на нее обязательства. Кроме того, желательно, чтобы собственники, принявшие решение не оплачивать не оказанные жилищные услуги, написали еще и соответствующее заявление-предупреждение в управляющую компанию.
- Претензии к работе управляющих компаний есть у многих жителей, но далеко не каждый собственник готов взять на себя ответственность за проведение расчетов, составление актов. Как быть в таких случаях?
- Обращаться в Управление ЖКХ. Во многих домах округа есть муниципальное жилье. По обращениям инициативных собственников из таких домов, наши специалисты вправе участвовать в процессе оформления актов, фиксации фактов недобросовестного выполнения обязанностей, расчета стоимости реально оказанных услуг. Жителям домов, в которых муниципального жилья нет, мы готовы оказать методическую помощь. Телефоны для получения справочной информации и записи на прием: 2-49 -69, 2-51-46.