Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-67-81      
(351-30) 2-55-31      


Приемная

I городская конференция "Территориальное общественное самоуправление в Озерском городском округе: опыт и перспективы развития"

13.01.2011
Стратегия развития
территориального общественного самоуправления
в Озерском городском округе

Уважаемые земляки!

Такое обращение к вам, как нельзя, кстати, подходит к теме сегодняшней конференции. Нас с вами объединяет общая земля - территория, которая называется «Озерский городской округ». Это наше место жительства. И каждый желает, чтобы оно было комфортным для проживания: чистые дворы и улицы, красивые зеленые насаждения, функциональные «малые формы», безопасные условия жизни.

Кадры фильма, которые демонстрируют лучшие примеры места жительства, являют собой образ желаемого.

Но так далеко не всегда и не везде в нашем общем доме. К большому сожалению, в жилых кварталах имеют место такие факты, как несанкционированные свалки, сломанные скамейки, исписанные фасады зданий. Взять, к примеру, установку в городе новых урн, или новую детскую площадку в районе ДК «Маяк». Не успели все это сделать, как через некоторое время на них отметились вандалы. А ведь затрачены бюджетные деньги. Вот и получается: хотели как лучше …

Как изменить ситуацию, чтобы окружающая действительность соответствовала желаемому образу места жительства, чтобы труд людей, бюджетные средства, потраченные на благоустройство, способствовали процветанию нашей территории.

Позволю напомнить одну восточную притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Поучительность этого рассказа, заключается в том, что в условиях местного самоуправления решение проблем места жительства находится в наших руках: собственников жилья и членов их семей, органов местного самоуправления, управляющих организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности.

В соответствии с законодательством о местном самоуправлении важная роль в этих вопросах отводится территориальному общественному самоуправлению, той форме, когда   население, за счет самоорганизации реализует свои собственные инициативы, причем самостоятельно и под свою ответственность. Основанием для реализации ТОС является Федеральный закон  № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также муниципальные правовые акты, регламентирующие данное направление: Устав и Положение о территориальном общественном самоуправлении в Озерском городском округе.

История становления ТОС в Озерске насчитывает более 10 лет. Зарождалось это явление под эгидой администрации, которая участвовала в создании комитетов ТОС и активно содействовала их работе. Изменение законодательства потребовало других подходов. Образовавшийся в 2005 - 2006 году вакуум в организации деятельности КТОС со стороны органов местного самоуправления привел к тому, что активистов ТОС взяли под свою опеку зародившиеся в то время управляющие организации. Современный период характеризуется тем, что органы местного самоуправления нацелены на взаимодействие с ТОС, на создание условий для его развития.  Уже сам факт проведения первой по данной тематике конференции является прямым подтверждением политики органов местного самоуправления в отношении ТОС.

Намерение о сотрудничестве с активными гражданами нами было заявлено сразу же после выборов. Так, 29 апреля мы с В.В. Трофимчуком провели встречу, целью которой стало определение перспектив взаимодействия местной власти и структур территориального общественного самоуправления в обустройстве места жительства. Уже в июне  при главе округа был создан Совет ТОС, как координирующий орган, имеющий признаки муниципального и общественного управления. Информация о деятельности Совета ТОС прозвучит на сегодняшней конференции. Я лишь озвучу, что в результате его работы изучена нормативная база, регламентирующая данное направление, опыт работы комитетов ТОС, их структура и широта распространения. 

Это позволило сделать первые выводы: в деятельности ТОС накоплен определенный положительный опыт. Вместе с тем, выявлен ряд противоречий, которые препятствуют дальнейшему развитию ТОС. Приведу примеры наиболее острых, на наш взгляд, противоречий:
- между требованием государственной политики на пути реформирования местного самоуправления и слабой реализацией этой политики в развитии территориального общественного самоуправления на местном уровне;
 - между необходимостью развития ТОС и слабой поддержкой его со стороны населения, низкой социальной активностью граждан, зачастую потребительским отношением к желаемым благам;
- между потребностью населения жить в комфортных условиях и неготовностью брать на себя ответственность за создание этих условий, и, как правило, перекладывание этой ответственности;
- между потребностью местной власти и органов ТОС решать проблемы по месту жительства и неопределенностью механизмов их взаимодействия.

Выявленный ряд противоречий привел к пониманию проблем, которые следует рассматривать с позиции трех основных участников процессов развития ТОС: населения, органов ТОС и органов местного самоуправления. Учет интересов этих сторон стал важным принципом в выстраивании стратегии развития ТОС, основанной на теории и практике российских муниципалитетов, а также опыте Озерского городского округа.

Наше видение концепции заключается в создании эффективной системы взаимодействия населения, органов ТОС, органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения по месту жительства.

В соответствии с гражданским законодательством РФ место жительства гражданина - место, где он постоянно или преимущественно проживает. Место жительства – это конкретный адрес: дом, квартира, улица, расположенные на территории жилого квартала, микрорайона. В местах проживания граждан наряду с жилыми домами располагаются другие объекты: школы, детские сады, торговые точки, банки, другими словами учреждения и предприятия различных форм собственности. И все, что с ними связано, так или иначе, влияет на состояние процессов по месту жительства. К примеру, некоторые предприятия облагораживают близлежащую территорию (как пример, детский городок возле магазина № 63 по улице Матросова, аттракционы возле Универсама), в то время как другие являются рассадниками антисанитарии (например, свалка строительного мусора на Иртяшской, или всем известный эффект распивочных).

Как видно из этих примеров, место жительство является площадкой для выстраивания взаимоотношений между всеми субъектами микрорайона на пути решения многих проблем горожан. Этот аспект также учитывает стратегия развития ТОС, нацеленная на построение системы взаимодействия. Что можно ожидать от этого в результате?

•    Улучшение качества коммунальных услуг со стороны управляющих организаций, содержания  инженерной инфраструктуры (своевременная уборка территории, вывоз мусора, обслуживание жилищного фонда, своевременная оплата услуг ресурсоснабжающим организациям)
•    Ухоженность дворовых территорий, сохранность зеленых насаждений и малых форм
•    Соблюдение Правил общежития и Правил дорожного движения
•    Поддержание общественного порядка
•    Адекватная реакция хозяйствующих субъектов (учреждений и предприятий), расположенных в микрорайонах, по обеспечению порядка на своих территориях
•    Отсутствие бесхозных мест.

Для того, чтобы добиться таких результатов, перед нами встает ряд задач. Рассмотрим их по порядку с точки зрения участия в развитии ТОС населения, органов ТОС и органов местного самоуправления.

1. Одна из основных задач, это повышение социальной активности населения. Пожалуй, эта тема стала притчей во языцех. Скорее всего,  импульса к проявлению социальной активности, а вместе с тем и ответственности за территорию своего проживания не будет до тех пор, пока не придет осознание населением своей ведущей роли в обустройстве места жительства. Другие механизмы этого процесса по сей день не ясны. Хотелось бы на конференции предметно обсудить эту тему и ответить на вопрос, что может стимулировать проявление гражданских инициатив по месту жительства у наших горожан?

Казалось бы, что может быть важнее для собственника, чем выбор способа  управления жильем. Но практика показывает, насколько трудно идут эти процессы, как сложно провести в этих целях общее собрание собственников.

Всем известна проблема свалок ТБО во дворах. При должной активности жителей, их самоорганизации, данную проблему решить можно. Взять, к примеру, территорию ТСЖ «Витязь». Во время посещения я убедился, что она по чистоте и ухоженности выгодно отличается от соседних.

Недовольство работой некоторых управляющих компаний должно бы стать мотивирующим фактором для организации товариществ собственников жилья (ТСЖ), но и в этом вопросе активность собственников чрезвычайно мала.

Немаловажно, что создание определенного процента ТСЖ в границах муниципалитета является непременным показателем для вхождения в федеральную программу по финансированию капитальных ремонтов жилого фонда. Но и это не являлось в течение долгого времени стимулирующим фактором.

В этом году, благодаря целенаправленным действиям органов местного самоуправления, создано новое ТСЖ «Единство», которое в настоящее время проходит регистрацию в ИФНС. Его появление может способствовать вхождению городского округа в федеральную программу капремонтов. Для справки скажу, для того, чтобы в нее войти, необходимо иметь в составе ТСЖ 20% жилых домов, у нас с учетом нового ТСЖ – 20,8%. Это будет большой победой для всего округа. И я благодарен депутатам, специалистам администрации за большую организационную работу. Мои слова благодарности – тем жителям, которые проявили понимание и должную активность.  Этот пример еще раз доказывает: если действовать сообща, многие задачи нам будут по плечу.

2. Одним из показателей активности населения является осуществление территориального общественного самоуправления, как формы самоорганизации населения. В данном случае интересы жителей представляет выборный орган ТОС, облеченный доверием населения.  Как уже было сказано, в городе имеется положительный опыт работы комитетов ТОС, который может стать базовым для дальнейшего развития процессов самоорганизации граждан по месту жительства на всей территории округа. В этой работе заслуживает внимания забота о пожилых людях и многодетных семьях, проведение субботников и праздников в микрорайонах, отстаивание прав несовершеннолетних и многое другое. Но в работе органов ТОС есть и большие резервы, выявление и реализация которых является текущей задачей и требует нашего совместного обсуждения.

3. Актуальной темой является создание условий для развития ТОС со стороны органов местного самоуправления. К таким условиям относится нормативно-правовое регулирование, организационная, методическая и информационная поддержка органов ТОС, финансовое  и материально-техническое сопровождение гражданских инициатив и их стимулирование.

Определим комплекс мер, которые позволят решать стоящие перед нами задачи.

Изменение федерального законодательства  требует внесения корректив в местные нормативно-правовые акты в отношении ТОС. Следовательно, необходимо провести ревизию соответствующих документов и внести необходимые поправки по таким позициям, как распределение полномочий между органами МСУ и органами ТОС; установление перечня вопросов, решения по которым не могут быть приняты без  согласования  с  ТОС.

В этом году впервые была опробована единая практика совместной деятельности депутатов и комитетов ТОС по выявлению наиболее острых потребностей в сфере благоустройства по месту жительства. Собранные данные легли в основу проблемных карт. Этот опыт ТОС, как площадки по формированию общественного мнения, следует учесть при разработке муниципальных целевых программ. Далеко не все пункты проблемных карт смогут быть учтены в рамках бюджетного финансирования, а потому нам еще предстоит вести поиск дополнительных источников. 

Для координации совместной деятельности необходимы соответствующие структуры. Работа Совета ТОС, на мой взгляд, доказала свою состоятельность. Получен первый опыт, в дальнейшем предстоит совершенствовать механизмы работы Совета. Но это не единственный способ координации.  Необходимо продумать такие схемы, при которых возможно координирование деятельности субъектов места жительства в рамках должностных обязанностей руководителей и специалистов администрации. Не раз звучали предложения о проведении регулярных совещаний администрации с руководством управляющих компаний, органов ТОС с милицией общественной безопасности, о  содействии органам ТОС в сотрудничестве с УВД, учреждениями и предприятиями, расположенными на территории микрорайона. Уверен, что эти предложения следует перевести в практическую плоскость.

Выходу на новый уровень сотрудничества может способствовать практика договорных отношений между органами МСУ и органами ТОС, плановый подход к совместной деятельности. Существующие нормы Положения о ТОС способствуют этим процессам. Важно понять, насколько значима практическая польза такой формы сотрудничества.

В качестве методической поддержки территориального общественного самоуправления, Советом ТОС подготовлен проект типового устава ТОС, который рассмотрен в депутатских комиссиях и в ближайшее время будет утвержден.

Ключевым направлением методической поддержки видится организация и проведение обучающих семинаров для активных граждан. Это могло бы стать действенным средством в формировании резерва лидеров территориального общественного самоуправления. Известное утверждение «Кадры решают все» отражает суть одной из основных проблем развития ТОС.

Одной из мер стимулирования гражданских инициатив являются конкурсы. Учреждение муниципальных конкурсов для граждан, органов ТОС, управляющих организаций может повысить эффективность деятельности по месту жительства. В настоящее время Советом ТОС при главе округа разработаны проекты положений о конкурсах на звание «Лучшая управляющая компания», «Лучшее ТСЖ», «Лучший орган территориального общественного самоуправления». Некоторые проекты уже рассмотрены депутатами, специалистами администрации и с соответствующими поправками представлены для общественной экспертизы. Проекты положений находятся в раздаточных материалах. Надеемся на активное участие в этих конкурсах как органов ТОС, так и управляющих организаций.

Понятно, что конкурсы не решат самых  злободневных проблем населения в сфере ЖКХ,  среди которых управление жилищным фондом. На наш взгляд, назрела необходимость рассмотреть эту тему комплексно, сделать ее предметом широкого обсуждения в рамках городской конференции 2011 года.

Большой резерв в развитии ТОС видится в привлечении молодежи к деятельности по месту жительства, поддержка в этом направлении молодежных инициатив. Идеи местного самоуправления вообще, и территориального, в частности, должны стать популярными в молодежной среде.

Одной из точек соприкосновения интересов молодежи, органов ТОС и органов МСУ может стать исследовательская деятельность учащихся и студентов в области ТОС. Ведь тема эта в Озерском городском округе является малоизученной. В этой связи приглашаем руководителей научных обществ образовательных учреждений к сотрудничеству в данной сфере. Элементом этого сотрудничества может стать защита исследовательских работ в рамках научно-практических конференций с участием представителей местной власти и органов ТОС.

Непременным условием развития ТОС является информационная поддержка, которая включает в себя обобщение и распространение положительного опыта, обсуждение проблемных тем, разъяснение нововведений, представление обучающих практик. Этим целям служит наш первый опыт издания информационно-методических материалов, представленных участникам конференции в виде брошюры. Большую роль в освещении данной темы ТОС мы отводим городским СМИ. Несомненную пользу в реализации информационной политики может принести Интернет. Создание сайта органов ТОС, обсуждение направлений деятельности ТОС в социальных сетях, все это может стать дополнительной площадкой для коммуникаций между населением, органами ТОС и органами местного самоуправления.

Заканчивая свое выступление, еще раз подчеркну, что местная власть заинтересована в дальнейшем развитии ТОС. Это объясняется не только требованием государственной политики, но и практической пользой для муниципального образования этого социального движения. Для местной власти в поддержке ТОС большие плюсы видятся в том, что происходит  укрепление важнейших элементов гражданского общества, проявляется созидательная активность населения, выявляются и используются внутренние резервы территории. Развитие ТОС соответствует концепции местного самоуправления как становления власти снизу вверх.Уважаемые земляки!

Такое обращение к вам, как нельзя, кстати, подходит к теме сегодняшней конференции. Нас с вами объединяет общая земля - территория, которая называется «Озерский городской округ». Это наше место жительства. И каждый желает, чтобы оно было комфортным для проживания: чистые дворы и улицы, красивые зеленые насаждения, функциональные «малые формы», безопасные условия жизни.
Кадры фильма, которые демонстрируют лучшие примеры места жительства, являют собой образ желаемого.

Но так далеко не всегда и не везде в нашем общем доме. К большому сожалению, в жилых кварталах имеют место такие факты, как несанкционированные свалки, сломанные скамейки, исписанные фасады зданий. Взять, к примеру, установку в городе новых урн, или новую детскую площадку в районе ДК «Маяк». Не успели все это сделать, как через некоторое время на них отметились вандалы. А ведь затрачены бюджетные деньги. Вот и получается: хотели как лучше …

Как изменить ситуацию, чтобы окружающая действительность соответствовала желаемому образу места жительства, чтобы труд людей, бюджетные средства, потраченные на благоустройство, способствовали процветанию нашей территории.

Позволю напомнить одну восточную притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Поучительность этого рассказа, заключается в том, что в условиях местного самоуправления решение проблем места жительства находится в наших руках: собственников жилья и членов их семей, органов местного самоуправления, управляющих организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности.

В соответствии с законодательством о местном самоуправлении важная роль в этих вопросах отводится территориальному общественному самоуправлению, той форме, когда   население, за счет самоорганизации реализует свои собственные инициативы, причем самостоятельно и под свою ответственность. Основанием для реализации ТОС является Федеральный закон  № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также муниципальные правовые акты, регламентирующие данное направление: Устав и Положение о территориальном общественном самоуправлении в Озерском городском округе.

История становления ТОС в Озерске насчитывает более 10 лет. Зарождалось это явление под эгидой администрации, которая участвовала в создании комитетов ТОС и активно содействовала их работе. Изменение законодательства потребовало других подходов. Образовавшийся в 2005 - 2006 году вакуум в организации деятельности КТОС со стороны органов местного самоуправления привел к тому, что активистов ТОС взяли под свою опеку зародившиеся в то время управляющие организации. Современный период характеризуется тем, что органы местного самоуправления нацелены на взаимодействие с ТОС, на создание условий для его развития.  Уже сам факт проведения первой по данной тематике конференции является прямым подтверждением политики органов местного самоуправления в отношении ТОС.

Намерение о сотрудничестве с активными гражданами нами было заявлено сразу же после выборов. Так, 29 апреля мы с В.В. Трофимчуком провели встречу, целью которой стало определение перспектив взаимодействия местной власти и структур территориального общественного самоуправления в обустройстве места жительства. Уже в июне  при главе округа был создан Совет ТОС, как координирующий орган, имеющий признаки муниципального и общественного управления. Информация о деятельности Совета ТОС прозвучит на сегодняшней конференции. Я лишь озвучу, что в результате его работы изучена нормативная база, регламентирующая данное направление, опыт работы комитетов ТОС, их структура и широта распространения. 

Это позволило сделать первые выводы: в деятельности ТОС накоплен определенный положительный опыт. Вместе с тем, выявлен ряд противоречий, которые препятствуют дальнейшему развитию ТОС. Приведу примеры наиболее острых, на наш взгляд, противоречий:
- между требованием государственной политики на пути реформирования местного самоуправления и слабой реализацией этой политики в развитии территориального общественного самоуправления на местном уровне;
 - между необходимостью развития ТОС и слабой поддержкой его со стороны населения, низкой социальной активностью граждан, зачастую потребительским отношением к желаемым благам;
- между потребностью населения жить в комфортных условиях и неготовностью брать на себя ответственность за создание этих условий, и, как правило, перекладывание этой ответственности;
- между потребностью местной власти и органов ТОС решать проблемы по месту жительства и неопределенностью механизмов их взаимодействия.

Выявленный ряд противоречий привел к пониманию проблем, которые следует рассматривать с позиции трех основных участников процессов развития ТОС: населения, органов ТОС и органов местного самоуправления. Учет интересов этих сторон стал важным принципом в выстраивании стратегии развития ТОС, основанной на теории и практике российских муниципалитетов, а также опыте Озерского городского округа.

Наше видение концепции заключается в создании эффективной системы взаимодействия населения, органов ТОС, органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения по месту жительства.

В соответствии с гражданским законодательством РФ место жительства гражданина - место, где он постоянно или преимущественно проживает. Место жительства – это конкретный адрес: дом, квартира, улица, расположенные на территории жилого квартала, микрорайона. В местах проживания граждан наряду с жилыми домами располагаются другие объекты: школы, детские сады, торговые точки, банки, другими словами учреждения и предприятия различных форм собственности. И все, что с ними связано, так или иначе, влияет на состояние процессов по месту жительства. К примеру, некоторые предприятия облагораживают близлежащую территорию (как пример, детский городок возле магазина № 63 по улице Матросова, аттракционы возле Универсама), в то время как другие являются рассадниками антисанитарии (например, свалка строительного мусора на Иртяшской, или всем известный эффект распивочных).

Как видно из этих примеров, место жительство является площадкой для выстраивания взаимоотношений между всеми субъектами микрорайона на пути решения многих проблем горожан. Этот аспект также учитывает стратегия развития ТОС, нацеленная на построение системы взаимодействия. Что можно ожидать от этого в результате?

•    Улучшение качества коммунальных услуг со стороны управляющих организаций, содержания  инженерной инфраструктуры (своевременная уборка территории, вывоз мусора, обслуживание жилищного фонда, своевременная оплата услуг ресурсоснабжающим организациям)
•    Ухоженность дворовых территорий, сохранность зеленых насаждений и малых форм
•    Соблюдение Правил общежития и Правил дорожного движения
•    Поддержание общественного порядка
•    Адекватная реакция хозяйствующих субъектов (учреждений и предприятий), расположенных в микрорайонах, по обеспечению порядка на своих территориях
•    Отсутствие бесхозных мест.

Для того, чтобы добиться таких результатов, перед нами встает ряд задач. Рассмотрим их по порядку с точки зрения участия в развитии ТОС населения, органов ТОС и органов местного самоуправления.

1. Одна из основных задач, это повышение социальной активности населения. Пожалуй, эта тема стала притчей во языцех. Скорее всего,  импульса к проявлению социальной активности, а вместе с тем и ответственности за территорию своего проживания не будет до тех пор, пока не придет осознание населением своей ведущей роли в обустройстве места жительства. Другие механизмы этого процесса по сей день не ясны. Хотелось бы на конференции предметно обсудить эту тему и ответить на вопрос, что может стимулировать проявление гражданских инициатив по месту жительства у наших горожан?

Казалось бы, что может быть важнее для собственника, чем выбор способа  управления жильем. Но практика показывает, насколько трудно идут эти процессы, как сложно провести в этих целях общее собрание собственников.

Всем известна проблема свалок ТБО во дворах. При должной активности жителей, их самоорганизации, данную проблему решить можно. Взять, к примеру, территорию ТСЖ «Витязь». Во время посещения я убедился, что она по чистоте и ухоженности выгодно отличается от соседних.

Недовольство работой некоторых управляющих компаний должно бы стать мотивирующим фактором для организации товариществ собственников жилья (ТСЖ), но и в этом вопросе активность собственников чрезвычайно мала.

Немаловажно, что создание определенного процента ТСЖ в границах муниципалитета является непременным показателем для вхождения в федеральную программу по финансированию капитальных ремонтов жилого фонда. Но и это не являлось в течение долгого времени стимулирующим фактором.

В этом году, благодаря целенаправленным действиям органов местного самоуправления, создано новое ТСЖ «Единство», которое в настоящее время проходит регистрацию в ИФНС. Его появление может способствовать вхождению городского округа в федеральную программу капремонтов. Для справки скажу, для того, чтобы в нее войти, необходимо иметь в составе ТСЖ 20% жилых домов, у нас с учетом нового ТСЖ – 20,8%. Это будет большой победой для всего округа. И я благодарен депутатам, специалистам администрации за большую организационную работу. Мои слова благодарности – тем жителям, которые проявили понимание и должную активность.  Этот пример еще раз доказывает: если действовать сообща, многие задачи нам будут по плечу.

2. Одним из показателей активности населения является осуществление территориального общественного самоуправления, как формы самоорганизации населения. В данном случае интересы жителей представляет выборный орган ТОС, облеченный доверием населения.  Как уже было сказано, в городе имеется положительный опыт работы комитетов ТОС, который может стать базовым для дальнейшего развития процессов самоорганизации граждан по месту жительства на всей территории округа. В этой работе заслуживает внимания забота о пожилых людях и многодетных семьях, проведение субботников и праздников в микрорайонах, отстаивание прав несовершеннолетних и многое другое. Но в работе органов ТОС есть и большие резервы, выявление и реализация которых является текущей задачей и требует нашего совместного обсуждения.

3. Актуальной темой является создание условий для развития ТОС со стороны органов местного самоуправления. К таким условиям относится нормативно-правовое регулирование, организационная, методическая и информационная поддержка органов ТОС, финансовое  и материально-техническое сопровождение гражданских инициатив и их стимулирование.

Определим комплекс мер, которые позволят решать стоящие перед нами задачи.

Изменение федерального законодательства  требует внесения корректив в местные нормативно-правовые акты в отношении ТОС. Следовательно, необходимо провести ревизию соответствующих документов и внести необходимые поправки по таким позициям, как распределение полномочий между органами МСУ и органами ТОС; установление перечня вопросов, решения по которым не могут быть приняты без  согласования  с  ТОС.

В этом году впервые была опробована единая практика совместной деятельности депутатов и комитетов ТОС по выявлению наиболее острых потребностей в сфере благоустройства по месту жительства. Собранные данные легли в основу проблемных карт. Этот опыт ТОС, как площадки по формированию общественного мнения, следует учесть при разработке муниципальных целевых программ. Далеко не все пункты проблемных карт смогут быть учтены в рамках бюджетного финансирования, а потому нам еще предстоит вести поиск дополнительных источников. 

Для координации совместной деятельности необходимы соответствующие структуры. Работа Совета ТОС, на мой взгляд, доказала свою состоятельность. Получен первый опыт, в дальнейшем предстоит совершенствовать механизмы работы Совета. Но это не единственный способ координации.  Необходимо продумать такие схемы, при которых возможно координирование деятельности субъектов места жительства в рамках должностных обязанностей руководителей и специалистов администрации. Не раз звучали предложения о проведении регулярных совещаний администрации с руководством управляющих компаний, органов ТОС с милицией общественной безопасности, о  содействии органам ТОС в сотрудничестве с УВД, учреждениями и предприятиями, расположенными на территории микрорайона. Уверен, что эти предложения следует перевести в практическую плоскость.

Выходу на новый уровень сотрудничества может способствовать практика договорных отношений между органами МСУ и органами ТОС, плановый подход к совместной деятельности. Существующие нормы Положения о ТОС способствуют этим процессам. Важно понять, насколько значима практическая польза такой формы сотрудничества.

В качестве методической поддержки территориального общественного самоуправления, Советом ТОС подготовлен проект типового устава ТОС, который рассмотрен в депутатских комиссиях и в ближайшее время будет утвержден.

Ключевым направлением методической поддержки видится организация и проведение обучающих семинаров для активных граждан. Это могло бы стать действенным средством в формировании резерва лидеров территориального общественного самоуправления. Известное утверждение «Кадры решают все» отражает суть одной из основных проблем развития ТОС.

Одной из мер стимулирования гражданских инициатив являются конкурсы. Учреждение муниципальных конкурсов для граждан, органов ТОС, управляющих организаций может повысить эффективность деятельности по месту жительства. В настоящее время Советом ТОС при главе округа разработаны проекты положений о конкурсах на звание «Лучшая управляющая компания», «Лучшее ТСЖ», «Лучший орган территориального общественного самоуправления». Некоторые проекты уже рассмотрены депутатами, специалистами администрации и с соответствующими поправками представлены для общественной экспертизы. Проекты положений находятся в раздаточных материалах. Надеемся на активное участие в этих конкурсах как органов ТОС, так и управляющих организаций.

Понятно, что конкурсы не решат самых  злободневных проблем населения в сфере ЖКХ,  среди которых управление жилищным фондом. На наш взгляд, назрела необходимость рассмотреть эту тему комплексно, сделать ее предметом широкого обсуждения в рамках городской конференции 2011 года.

Большой резерв в развитии ТОС видится в привлечении молодежи к деятельности по месту жительства, поддержка в этом направлении молодежных инициатив. Идеи местного самоуправления вообще, и территориального, в частности, должны стать популярными в молодежной среде.

Одной из точек соприкосновения интересов молодежи, органов ТОС и органов МСУ может стать исследовательская деятельность учащихся и студентов в области ТОС. Ведь тема эта в Озерском городском округе является малоизученной. В этой связи приглашаем руководителей научных обществ образовательных учреждений к сотрудничеству в данной сфере. Элементом этого сотрудничества может стать защита исследовательских работ в рамках научно-практических конференций с участием представителей местной власти и органов ТОС.

Непременным условием развития ТОС является информационная поддержка, которая включает в себя обобщение и распространение положительного опыта, обсуждение проблемных тем, разъяснение нововведений, представление обучающих практик. Этим целям служит наш первый опыт издания информационно-методических материалов, представленных участникам конференции в виде брошюры. Большую роль в освещении данной темы ТОС мы отводим городским СМИ. Несомненную пользу в реализации информационной политики может принести Интернет. Создание сайта органов ТОС, обсуждение направлений деятельности ТОС в социальных сетях, все это может стать дополнительной площадкой для коммуникаций между населением, органами ТОС и органами местного самоуправления.

Заканчивая свое выступление, еще раз подчеркну, что местная власть заинтересована в дальнейшем развитии ТОС. Это объясняется не только требованием государственной политики, но и практической пользой для муниципального образования этого социального движения. Для местной власти в поддержке ТОС большие плюсы видятся в том, что происходит  укрепление важнейших элементов гражданского общества, проявляется созидательная активность населения, выявляются и используются внутренние резервы территории. Развитие ТОС соответствует концепции местного самоуправления как становления власти снизу вверх.

Возврат к списку