Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-69-73 приемная
Главы округа all@ozerskadm.ru

(351-30) 2-55-31 приемная Собрания депутатов
sobranie@ozerskadm.ru

25.06.2014

История экологических платежей начинается с 1991 г. - когда был принят и официально опубликован первый в России природоохранный закон - Закон РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". За многолетний период закон неоднократно изменялся, статья о плате за негативное воздействие на окружающую среду, с некоторыми изменениями, в законе осталась. Согласно действующему законодательству, а именно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной деятельности (это предприятия, организации, юридические и иные лица), осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность.

Порядок определения и предельных размеров платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632.

Данный вид платежа относится к обязательным неналоговым платежам.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- размещение отходов производства и потребления;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в соответствии с приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 г. № 182) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Оплата платежа по итогам отчетного периода осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Расчет платежей за негативное воздействие на окружающую среду должен производиться организацией самостоятельно (или с привлечением специализированной организации) исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью.

Расчет, предоставляемый плательщиком в бумажном виде, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Все приложения к расчету являются его неотъемлемой частью.

К расчету должны быть приложены документы, подтверждающие достоверность содержащихся в нем сведений.

Расчет имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа, который считается страницей 1.

Коэффициенты индексации к нормативам платы на 2014 год, установленные Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ, составляют 2,33 и 1,89.

В случае если организация по какой-либо причине не начисляет и не производит плату за негативное воздействие, то она обязана выполнить и представить нулевой расчет в установленном порядке, а так же приложить все документы, подтверждающие правомерность данного действия.

В случае заключениядоговора аренды, наличия иных прав на источник (объект)негативного воздействияплательщикомявляется лицо, фактически эксплуатирующее источник (объект),оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Расчеты платы за негативное воздействие представляются в отдел охраны окружающей среды администрации Озерского городского округа в 2-х экземплярах по адресу: г.Озерск, пр.Ленина, д.37, каб. №№ 45, 46 (тел.: 2-35-27, 2-35-82, общий 2-37-02).

Управление Росприроднадзора по Челябинской области с 01.10.2010 г. является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду по Челябинской области и в соответствии Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 №259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» обладает следующими бюджетными полномочиями:

- доведение до плательщиков сведений о реквизитах и иных сведений, необходимых для заполнения расчетных документов на перечисление платежей федеральный бюджет;

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет;

- взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет;

- принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет.

В свою очередь, отдел охраны окружающей среды в соответствии с Соглашением от 13.07.2011 №2 (и последним от 20.06.2014) о взаимодействии Управления Росприроднадзора с администрацией Озерского городского округа в сфере охраны окружающей среды, осуществляет следующие функции:

- принимает расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- осуществляет контроль за правильностью оформления и предоставления расчетов платы за НВОС природопользователей Озерского городского округа;

- для постановки на учет новых плательщиков (природопользователей) собирает пакет документов природопользователей в соответствии формой, рекомендованной Управлением Росприроднадзора.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду зачисляется:

- 20% в федеральный бюджет;

- 40% в бюджеты субъектов РФ;

- 40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

Часть платежей, поступивших в бюджет Озерского городского округа, ежегодно направляются на финансирование природоохранных мероприятий, в том числе: проведение лабораторных исследований компонентов окружающей среды, ликвидации несанкционированных свалок на территории Озерского городского округа, организация и обеспечение сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов, демеркуризация загрязненных территорий.

Любой хозяйствующий субъект при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязан согласовать с Росприроднадзором норматив образования отходов (ст. 11, 18 Закона №89-ФЗ). Его утверждают на основании проекта, разработанного природопользователем (приказ Ростехнадзора № 643 от 20 сентября 2007 года).

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в уставленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (ст. 18, Федеральный закон от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Отчетность такого рода предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010г. № 30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов»).

Форма отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства представлена на сайте Росприроднадзора.

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с КОАП РФ статья 8.41, влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;

- на юридических лиц в размере от 50000 руб. до 100000 руб.

В связи с многочисленными вопросами, возникающими при расчете платы за размещение отходов производства и потребления, природопользователям предлагается письмо Росприроднадзора для рассмотрения.

<Письмо> Росприроднадзора от 03.06.2013 N ВК-06-01-36/7676

"О плате за размещение отходов"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 3 июня 2013 г. N ВК-06-01-36/7676

О ПЛАТЕ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Во исполнение поручения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и в связи с принятием постановления Конституционного суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает следующее.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платным является само негативное воздействие на окружающую среду (одним из видов которой является размещение отходов), а не хозяйственная деятельность, связанная с данным воздействием. То есть обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Также согласно п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, образующим отходы. Данные положения закреплены также приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2010, N 16796).

Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Согласно п. 1 ст. 4 Закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

Таким образом, если хозяйствующим субъектом передано право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.

Также отмечаем, что применительно к отходам I - IV класса опасности хозяйствующие субъекты вправе передать их только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к специализированной организации. При этом к договору между природопользователем и специализированным полигоном применяются нормы главы 47 Кодекса о хранении, в том числе вещей с опасными свойствами.

Следовательно, в данном случае понятие "хранение отходов", являющееся согласно Закону частью понятия "размещение отходов", используется применительно к лицу, образовавшему их и передавшему на хранение, а не применительно к лицу, оказавшему услуги по принятию данных отходов на хранение в рамках осуществления специализированной деятельности.

Кроме того, в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", плата за данный вид негативного воздействия рассчитывается на основе данных о массе отходов, размещенных собственником.

Таким образом, действующее законодательство содержит четкое указание на то, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В.В.КИРИЛЛОВ

Информацию подготовил: Отдел охраны окружающей среды

администрации Озерского городского округа

25.06.2014 г.

Возврат к списку