Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
г. Озерск Челябинской области, пр. Ленина, 30а
(351-30) 2-67-81      
(351-30) 2-55-31      


Приемная

Прокурор разъясняет закон: что нужно знать гражданину о порядке приема и рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях ?

16.01.2019

Конституцией Российской Федерации провозглашена обязанность государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Соблюдение прав и законных интересов граждан на доступ к своевременному и законному правосудию является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и прокуратуры. 

С целью более эффективной защиты прав в уголовном судопроизводстве и недопущения нарушений законодательства, гражданам необходимо знать свои права и обязанности должностных лиц правоохранительных органов, принимающих и рассматривающих заявления и сообщения о преступлениях. 
Порядок приема, регистрации, учета заявлений и иных сообщений о преступлениях регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. ст. 140-145), совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» и внутриведомственными инструкциями. 
     Основные требования, предъявляемые к порядку подачи, приема, регистрации и рассмотрения заявлений о преступлениях. 
Заявления о преступлении в правоохранительные органы могут быть поданы в устном и письменном виде (лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи). Отказ в приеме сообщения о любом преступлении не допускается. За совершение данного деяния, а также иных действий, направленных на укрытие преступлений, для должностных лиц правоохранительных органов законом предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной. 
Лицу, непосредственно заявившему о преступлении в правоохранительный орган, выдается талон-уведомление о получении данного сообщения, который подписывается лицом, принявшим данное сообщение. Заявление о преступлении должно содержать в себе сведения об имевшем место общественно-опасном деянии и его последствиях (что именно, где и когда произошло, в чем выразились вред здоровью либо ущерб, каков размер ущерба). Любое заявление должно быть подписано, из заявления четко должно прослеживаться, кто его автор (содержать фамилию заявителя и его почтовый или электронный адрес). 

Согласно ч. 7 ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. За заведомо ложный донос о совершенном преступлении законом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. 
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 1 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. 

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 
     - о возбуждении уголовного дела в порядке; 
     - об отказе в возбуждении уголовного дела; 
     - о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд. 
    

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 

Возврат к списку